"Шахматы и шашки"

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Большую роль в формировании логического и системного мышления играют шашки и шахматы. Занятия шахматами и шашками способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.

преподаватели

Букат Евгения Александровна, педагог дополнительного образования

Содержание программы

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Дидактические игры и задания:

· «Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

· «Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

· «Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

· «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

· «Угадайка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

· «Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".

"Угадай«. Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

· «Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

· «Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

1. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. Дидактические игры и задания:

· «Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

· «Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

· «Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

Цели программы

Равномерное развитие логического и физического интеллекта детей, формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное развитие посредством занятий шашками  шахматами и физической культурой.

Результат программы

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства

Гордости за свою Родину, российский народ и

историю России;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной

децентрации;

- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной

шахматной культурой;

- формирование основ шахматной культуры;

- понимание необходимости личного участия в формировании собственного

здоровья;

- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового

образа жизни;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

- готовность и способность к

саморазвитию и самообучению;

- уважительное отношение к иному мнению;

- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми

и сверстниками;

- этические чувства

доброжелательности, толерантности и

эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам

других людей;

- умение управлять своими эмоциями;

- исциплинированность,

внимательность, трудолюбие и

упорство в достижении

поставленных целей;

- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;

- оказание бескорыстной помощи окружающим.

Особые условия проведения

Принимаются дети в возрасте от 6 до 10 лет

Материально-техническая база

· шахматные и шашечные доски с набором шашек и шахматных фигур

· демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур

· шахматные часы

· шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий

· шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации

· мешочек, сшитый из любой ткани для игры "Волшебный мешочек"