Homo sapiens – человек разумный

Познание человеком самого себя является неотъемлемой составляющей формирования зрелой личности. Изучение данной программы даёт возможность учащимся познать собственный организм, предполагает развитие у ребенка правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

преподаватели

Судич Наталья Сергеевна, учитель биологии, 1 квалификационной категории

Содержание программы

Раздел I. Общий обзор организма человека(15 часов) Тема 1.Вводное занятие. Правила ТБ. Теория: знакомство с правилами поведения и техники безопасности при работе за компьютером. Тема 2.Науки о человеке. Теория: Анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология – науки о человеке. Клетка – основа живого организма. Практика: интерактивный тест «Строение клетки животного». Тема 3.Костная система. Теория: Строение опорно – двигательной системы. Череп. Грудная клетка. Верхние конечности. Таз и нижние конечности. Суставы и связки. Нарушения опорно – двигательной системы. Травматизм. Практика: «Строение опорно – двигательной системы» Тема 4.Мышечная система. Теория:Мышцы спины, живота, конечностей, лицевые мышцы. Мимика. Сухожилия.Первая помощь при переломах, ушибах, растяжениях. Практика: «Строение мышц». «Первая помощь при различных повреждениях». Тема 5.Покровная система.
8
Теория: Строение кожи. Ногти, волосы, рост волос.Гигиена кожных покровов. Практика: «Строение кожи». Тема 6.Нервная система. Теория: Строение нервной системы. ЦНС и периферическая НС. Нейрон. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение. Практика:«Рефлекс», «Рефлекторная дуга», «Нейрон». Тема 7.Анализаторы. Теория: Зрение и глаза. Слух и равновесие. Обоняние. Вкус. Осязание. Аккомодация. Боль. Практика:«Внутреннее строение глаза», «Слуховой анализатор», «Рецепторы вкуса». Тема 8.Эндокринная система. Теория: Железы внутренней секреции. Гормоны. Необходимое условие для действия гормона. Работа эндокринной системы и её нарушения. Практика:«Соотношение железы и гормона». Тема 8.Кровеносная система. Теория: Строение кровеносной системы. Артерии, вены, капилляры. Круги кровообращения. Строение сердца. Функции кровеносной системы. Первая помощи при кровотечениях. Сердечно – сосудистые заболевания и их предупреждение. Практика:«Строение сердца», «Малый и большой круги кровообращения», «Сосуды», «Клетки крови и их функции». Тема 9.Лимфатическая система. Иммунитет. Теория: Структура лимфатической системы. Лимфа и лимфатические сосуды. Лимфоциты и их работа. Иммунитет. Практика:«Работа лимфатической системы», «Лимфоциты», «Иммунитет». Тема 10.Дыхательная система. Теория: Строение дыхательной системы. Работа диафрагмы. Легкие. Газообмен. Заболевания органов дыхания, их профилактика. Реанимация. Практика:«Органы дыхания», «Газообмен», «Диафрагма». Тема 11.Пищеварительная система. Теория: Отделы и функции пищеварительной системы. Ротовая полость. Пищеварительный тракт. Симбиоз в нашем кишечнике. Пищевод и желудок. Кишечник. Печень, желчный пузырь и поджелудочная железа в пищеварении. Роль желчи. Гигиена питания. Витамины. Практика: «Строение пищеварительной системы», «Роль печени»,«Витамины». Тема 12.Выделительная система.
9 Теория: Строение выделительной системы. Как работает система выделения. Нефрон. Образование первичной, вторичной мочи. Заболевания органов мочевыделения. Практика:«Строение нефрона»,«Строение органов выделения». Тема 13.Высшая нервная деятельность. Теория: Рефлексы. Поведение человека. Память и мышление. Обучение. Особенности ВНД человека. Темперамент. Практика:«Память, сон, бодрствование», «Высшая нервная деятельность». Тема 14.Размножение и развитие человека. Теория:Особенности воспроизводства человека. Рост и развитие человека в эмбриональный период и после рождения. Наследование признаков у человека. Болезни. Практика: «Рост и развитие человека». Тема 15. Размножение и развитие человека Практика: Особенности размножения. Гаметы. Репродукция. Генетическая информация. ДНК. Рост и развитие. Теория: « Рост и развитие организма человека»
Раздел II. Человек и окружающая среда (2часа) Тема 1. Социальная и природная среда человека. Теория: Связи человека с природой и с социальной средой. Адаптация человека к среде обитания. Адаптивные типы человека. Напряжение и утомление. Тема 2. Окружающая среда и здоровье человека. Теория: Здоровье. Поведение человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. Помощи пострадавшему до прибытия профессиональной помощи.

Цели программы

Расширить знания о строении и функционировании организма человека на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий.

Результат программы

Учащиеся должны знать и понимать:  строение человеческого тела, систем и органов;  закономерности организации тела человека;  общие принципы строения и месторасположение органов их особенности;  источники и ход развития, наиболее часто встречающихся аномалий и пороков развития, а также основные феномены, характеризующие возрастные особенности органов и систем;  анатомические термины (русские и латинские). Учащиеся должны уметь и применять:  используя приобретенные знания о строении, топографии органов, их систем и аппаратов, организма в целом, четко ориентироваться в сложном строении тела человека; безошибочно и точно находить и определять места расположения и проекции органов и их частей на поверхности тела; определять некоторые антропометрические и физиологические показатели здоровья;  сравнивать и анализировать полученные данные; работать с научной литературой.

Материально-техническая база

Компьютер, ноутбук, планшет, телефон, смартфон;Доступ к сети Интернет.