«Кулинария»

Программа способствует формированию представлению о характере осознанного выбора путей получения дальнейшего образования в сфере обслуживания, подготовке к самостоятельной жизни и конкретным видам труда. Вопросы правильного питания и здорового образа жизни становятся все более актуальным в жизни современного человека. Изучение основ здорового образа жизни и рационального питания в школе способствует воспитанию физически и нравственно здорового поколения, развитию у учащихся чувства гармонии и красоты, способности воспринимать мир как единое целое.

Практическая деятельность учащихся носит творческий характер, способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию технологической и кулинарной культуры. Они учатся подбирать продукты для приготовления различных блюд, правильно выбирать способ обработки, красиво оформлять готовые блюда, организации при приготовлении пищи, экономическим расчётам.

Педагоги

Тофан Наталья Николаевна 

Содержание программы

Содержание программы

Вводное занятие. (2ч)

Цели и задачи курса. Значение питания для жизнедеятельности организма. Современная бытовая техника для приготовления пищи в домашних условиях. Проектная деятельность. Особенности выполнения проекта. Основные этапы выполнения работы над проектом. Защита проекта, критерии оценки проекта. (Приложение № 1-3)

Практическая работа:

Изучение инструкцией по безопасности труда, санитарии и гигиены.

История возникновения кулинарии. (2ч)

Этапы развития кулинарии в России. Традиционные кухни народов России.

Практическая работа:

Ознакомление с организацией рабочего места для проведения кулинарных работ. Приготовление горячих напитков.

Перечень блюд: зеленый чай, фруктовый чай.

Основы здорового образа жизни. (4ч)

Физиология питания. Пищевые вещества и их значение. Питание и здоровье. Пути формирования здорового образа жизни.

Практическая работа:

Выявление потребности человека в применении «кулинарии здоровья». Приготовление блюд из вареных овощей.

Перечень блюд: винегрет из фруктов и овощей, салат из свеклы с черносливом.

Основы рационального питания.

Рациональное питание. Обмен веществ и энергии. Суточный расход энергии человека. Потребность в пище в зависимости от возраста, пола, физических нагрузок. Составление меню на день.

Практическая работа:

Составление схем приготовления различных блюд. Приготовление блюд из круп (или сладких блюд).

Перечень блюд: пшенная каша с тыквой, гурьевская каша.

Способы обработки пищевых продуктов.(2ч)

Характеристика способов обработки пищевых продуктов. Преимущества приготовления пищи на пару.

Практическая работа:

Составление инструкционных карт по приготовлению варёных, тушеных и паровых блюд. Приготовление паровых блюд.

Перечень блюд: суфле морковно-яблочное, яичный омлет.

Соль и сахар. Заготовка продуктов впрок. (4ч)

Сахар и соль, потребность в них организма, нормы потребления. Заготовка продуктов впрок. Способы консервирования. Условия сохранения скоропортящихся продуктов. Способы обработки продуктов с целью сохранения витаминов. Приготовление здоровой пищи из сушенных, замороженных и консервированных другими способами продуктов.

Практическая работа: заготовка продуктов впрок.

Перечень блюд: консервирование плодов и овощей (компот из яблок или сок из тыквы), квашение свеклы, квашение капусты.

Витамины.(2ч)

Витамины, их классификация, содержание в продуктах питания. Заболевания, связанные с недостатком витаминов в пище.

Практическая работа:

Приготовление салатов.

Перечень блюд: салат из белокочанной капусты с яблоками и сельдереем.

Минеральные вещества и здоровье.(4ч)

Макро- и микроэлементы. Потребность организма в минеральных веществах. Заболевания, связанные с недостатком минеральных веществ, их восполнение.

Практическая работа:

Приготовление витаминных блюд.

Перечень блюд: салат из сырой свеклы с чесноком и грецкими орехами, салат из морской капусты, морковный пирог.

Животные продукты питания.4ч)

Животные продукты питания и их значение для жизнедеятельности организма. Возникновение и предупреждение заболеваний, связанных с избыточным или недостаточным употреблением животных продуктов питания.

Практическая работа:

Составление инструкционных карт по приготовлению блюд из мяса, рыбы и морепродуктов. Приготовление мясных и рыбных блюд. Перечень блюд: запечённое мясо с овощами, рыбная запеканка.

Молоко и молочные продукты.(2ч)

Значение молока и молочных продуктов в питании взрослых и детей. Лечебно- профилактические свойства кисломолочной пищи.

Практическая работа:

Приготовление блюд из молока и молочных продуктов.

Перечень блюд: молочная лапша, пирог из творога.

Блюда из яиц. (2ч)

Значение яиц в питании человека. Яйцо, его пищевая ценность и применение в кулинарии.

Практическая работа:

Приготовление блюд из яйца.

Перечень блюд: яйцо в мешочек, омлет с зелёным луком.

Растительные продукты питания. (4ч)

Растительные продукты питания и их использование в профилактике и лечении болезней. Возникновение и предупреждение заболеваний, связанных с избыточным или недостаточным употреблением растительных продуктов питания.

Практическая работа: Приготовление блюд из пищевых растений Перечень блюд: картофельные оладьи, капустные котлеты, пюре из фасоли.

Профессиональная проба «повар – кондитер», проект «Работа кофе». (4ч)

Профессиональная проба в виде игры. Выполнение проекта «Работа кафе»: распределение ролей (директор, администратор, бухгалтер, повара – кондитеры, официанты и др.)

Практическая работа: составление бизнес-плана работы кафе, ролевая игра.

 

 

Цели программы

Дать школьникам знания о рациональном питании, научить готовить 

Результат программы

· осуществлять поиск необходимой информации в области кулинарии;

· определять количество продуктов и выполнять технологические операции по обработке продуктов с соблюдением безопасных приёмов работы;

· работать с кухонным оборудованием;

· определять качество продуктов;

· планировать работу;

· выполнять сервировку стола;

· составлять меню, согласно калорийности продуктов;

· правильно выбирать способы обработки продуктов;

· готовить диетические блюда;

· рассчитать калорийность блюда;

· рационально использовать знания о здоровой пищи;

· планировать проектную деятельность;

· использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни.

Особые условия проведения

Нет

Материально-техническая база

Специально оборудованный класс, литература, проектор, мультимедиа.