Дистанционная школа экономики "Финансовая грамотность"

В дошкольном учреждении, в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги.

преподаватели

Макарцова Софья Петровна, педагог дополнительного образования МОАУ "Соловьёвская СОШ"

Расписание

1 группа-пт 10.00 -12.50

2 группа- пн-16.00-17.50

3 группа-вт,ср-16.00

4 группа-чт,пт-16.00

Содержание программы

Раздел 1. Доходы и расходы семьи
Тема 1.1. Деньги: история их появления, эволюция развития и функции.

Теория. О задачах курса и плане на учебный год. Правила техники безопасности. Презентация курса: цели и задачи, организация занятий и их специфика. Предмет, структура, методология и функции экономической науки. Понятие денег, виды денег, история их появления и развития. Бартер. Обмен. 

Практика. Игра «Давайте познакомимся». Инструктаж о правилах поведения на занятиях

и технике безопасности. Планирование работы объединения на учебный год. Практическая, творческая работа. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» Практикум-игра "Где ты встречаешься с экономикой"

 Входная диагностика. Анкета-тест «Что я знаю об экономике и моя финансовая грамотность».

   Тема 1.2. Доходы семьи.

Теория. Доходы семьи: заработная плата, доходы от владения собственностью, социальные выплаты и заѐмные средства. Труд и заработная плата. От чего зависит размер заработной платы. Виды заработной платы. Собственность. Доходы от собственности. Арендная плата. Проценты. Прибыль. Дивиденды. Социальные выплаты. Материнский капитал. Кредиты.

Практика. Практическая работа «Доходы семьи»

  Тема 1.3. Расходы семьи.
Теория. Расходы семьи: обязательные, желательные и лишние. Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования. Услуги. Коммунальные услуги. Копить или занимать? Как можно сократить расходы?

Практика. Заполнение квитанций по коммунальным платежам. Классификация потребностей человека.

  Тема 1.4. Семейный бюджет.
Теория. Понятие семейного бюджета: его назначение и структура. Планирование доходов и расходов. План доходов и расходов. Виды семейного бюджета: сбалансированный, профицитный и дефицитный. Сбережения и потребления семьи.

Практика. Составить план доходов и расходов семьи.

  Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься
Тема 2.1. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.

Теория. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей.

Практика. Решение жизненных ситуаций.

 Тема 2.2. Финансовые риски и их минимизация.
Теория. Оценка финансовых потерь при различных жизненных ситуациях. Страхование имущества, здоровья, жизни. Страховой полис и его преимущества. Принципы работы страховой компании. Финансовая подушка безопасности.

Практика. Итоговая работа по разделам 1–2: ролевая игра «Семейный бюджет».

  Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют Тема 3.1. Налоги.
Теория. Налоги — обязательные платежи, собираемые государством. Направления государственных расходов. Виды налогов. Организация сбора налогов. Налоговая инспекция. 

Практика. Рассчитать налог на имущество семьи.

  Тема 3.2. Социальные пособия.
Теория. Государственная поддержка некоторые категории людей: инвалидов, стариков, семьи с детьми, безработных. Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист. Пособие по безработице.

Практика. Работа с сайтами. Задание: найти информацию о социальных выплатах.

 Тема 3.3. Проектная деятельность «Государство – это мы!»

Теория. Зачем нужно государство. Как устроено государство.

Практика. Итоговая работа по разделу: мини-исследование в группах «Государство — это мы!».

 Тема 4.2. Собственный бизнес.
Теория. Бизнес. Малый бизнес. Предпринимательство. Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по поддержке малого бизнеса. Бизнес-план. Кредит. Реклама. Финансовые показатели бизнеса.

Практика. Диспут «Собственный бизнес или работа по найму». Мозговой штурм «Ищем бизнес-идею». Презентация «Мой старт-ап».

Формируемые компетенции:
•  Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса.

•  Объяснять, как и почему государство и частные организации поддерживают малый бизнес.

•  Объяснять, что такое бизнес-план.

•  Приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки.

Тема 4.3. Валютная система мировой экономики.
Теория. Понятие валюты и обменного курса. Цена валюты. Обменный пункт. Валютный вклад. Валюта и страны.

Практика. Игра-путешествие «Валюта и страны».

 Итоговая диагностика. Итоговая диагностическая игра «Семейный бюджет».

 

Цели программы

Цель: удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения.

 

Результат программы

•  сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;

•  готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять обязанности, возникающие в связи с взаимодействием с различными финансовыми институтами;

•  умение анализировать экономическую и/или финансовую проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для её решения;

•  нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем;

•  умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её решению;

 •  проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения задач в области личных и семейных финансов;

•  владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система.

Особые условия проведения

Принцип набора в объединение свободный. Программа не предъявляет требований ксодержанию и объему стартовых знаний.

Основу программного содержания дети осваивают самостоятельно на основе образовательного контента, размещенного по ссылке https://cloud.mail.ru/public/tSwB/NEJQdCkhH «Финансовая грамотность».

Материально-техническая база

Для реализации программы необходимо следующее:

1)Ноутбук с выходом в интернет.

2)Канцелярские принадлежности: ручки цветные, цветные карандаши, бумага разных форматов.

 

Стоимость

Бюджетное финансирование