«Игра королей» (ПФ ДОД)

Программа даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить игру в шахматы. Данная программа основана на индивидуальном подходе к каждому учащемуся при помощи подбора заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом “ситуации успеха” для каждого обучающегося, таким образом данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью учащегося на занятии.

преподаватели

Чернечкин Иван Александрович - учитель физики, имеющий соответствующий уровень подготовки и знаний. 

Расписание

Вторник, четверг - 12.45 - 13.25

Содержание программы

1.Основные принадлежности и правила игры в шахматы. Теория: шахматная доска; Шахматные фигуры; Начальное положение. Понятие о горизонтали, вертикали, диагонали. Знакомство с шахматными фигурами и их функциями в игре. Расстановка шахматных фигур. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет. Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

2.Техники матования короля. Теория: Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля. Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др.

3. Простейшие схемы достижения матовых ситуаций. Теория: двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах. Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.

4.Тактика. Нападение. Теория: нападение на фигуру созданием удара: простое нападение, вскрытое нападение, нападение развязыванием. Баланс ударов. Практика: «Уничтожение фигуры», «перекрытие линии удара», «связывание фигуры». Вилки ферзём, конём, слоном. Один ход, как несколько приёмов нападения. Решение шахматных задач.

5.Защита. Практика: защита фигуры избавлением от нападающего удара: «уничтожение фигуры», «перекрытие линии удара», «связывание фигуры», «отход фигуры». Приёмы защиты от нападения на несколько фигур: отходом, связыванием, прикрытием, созданием шаха. Решение шахматных задач. Игровая практика.

6. Создание угрозы мата. Практика: ферзь и ладья, ферзь и конь, ферзь и слон, ферзь и пешка, ферзь и король, ферзь и ферзь. Ладья и ладья, ладья и слон, ладья и конь, слон и слон, конь и слон, конь и конь. Решение практических задач на противодействие. Решение шахматных задач. Игровая практика.

7. Эндшпиль. Практика: ближайшая оппозиция, способ оттеснения короля созданием шаха. Проходная пешка, Король и пешка против короля. Пешечный прорыв. Практические занятия по оценке шансов и продвижению пешки к цели. Решение шахматных задач. Игровая практика.

8.Дебют. Практика: Гамбит, контргамбит. Разбор дебютов мастеров. Индексная классификация дебютов. Испанская, итальянская партии, защита двух коней, сицилианская защита, староиндийская защита. Открытая линия. Дурацкий мат. Защита Петрова, Венская партия, защита Алёхина. «Ахиллесова пята» короля (f7). Дебют королевской пешки, центральный дебют. Цуцванг. Решение шахматных задач. Игровая практика.

9.Закрепление навыков игры в шахматы второго уровня мастерства. Практика: Решение задач. Игровая практика.

10.Соревнования. Практика: шахматный турнир

Цели программы

равномерное развитие логического и физического интеллекта детей, формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное развитие посредством занятий шахматами и физической культурой.

Результат программы

По итогам обучения по программе «Шахматы», обучающиеся:

Будут знать:

- Историю шахмат и выдающихся шахматистов;

- Правила игры в шахматы;

- Простейшие схемы достижения матовых ситуаций;

- Тактику и стратегию ведения шахматного поединка;

Будут уметь:

- играть в шахматы;

- участвовать в соревнованиях различных уровней;

- достойно вести себя в случае проигрыша.

Материально-техническая база

- шахматные доски с набором шахматных фигур;

- демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур;

- шахматные часы;

- мешочек для игры «Волшебный мешочек».