"Радуга"

С помощью различного репертуара вокальных и инструментальных музыкальных произведений можно осуществлять нравственно-эстетическое и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся, стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. Вокальное искусство приобрело большую популярность и является одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно-богатой личности. Чтобы ребенок развивал свои вокальные способности, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализовался в творчестве, научился голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние и разработана программа кружка «Радуга», направленная на духовно-патриотическое развитие школьников.

преподаватели

Бендик Татьяна Алексеевна - учитель музыки

Содержание программы

Программа включает 6 разделов:
1. Работа над певческой установкой и дыханием - 4 часа. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе
пения
2. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования – 6 часов. Естественный, свободный звук без крика и напряжения. Преимущественно мягкая атака звука. Добиваться ровного звучания во всех диапазонах детского голоса.
3. Работа над дикцией и артикуляцией - 4 часа. Согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных.
4. Формирование чувства ансамбля – 3 часа. Выработка активного унисона, ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.
5. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Вокально-хоровая работа – 16 часов. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Репертуар для детей подбирается согласно их певческим и возрастным возможностям. На занятиях учимся работать с микрофоном, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу
вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с
работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.
6. Концертно-исполнительская деятельность – 7 часов. Праздники, выступления, репетиции

Цели программы

Цель программы заключается в передаче положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном, вокальном искусстве в его наиболее полном виде и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности школьника.

Результат программы

                                                              Планируемые результаты
Личностные результаты: формирование эстетических потребностей,
ценностей; развитие эстетических чувств и художественного вкуса; развитие потребностей опыта творческой деятельности; бережное заинтересованное отношение к культурным традициям своей школы, района,
страны.
Предметные результаты:
Обучающиеся узнают:
 средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;
 знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт,
хор;
 знать и применять правила сценической культуры.
Обучающиеся научатся:
 чисто петь выученные песни, знать их названия и авторов;
 понимать дирижерские жесты;
 петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
 соблюдать при пении певческую установку;
 использовать в пении приобретенные певческие навыки;
 слитно произносить песенный текст.
Метапредметные результаты: овладение способами решения поискового и творческого характера; культурно – познавательная и социально – эстетическая компетентности; приобретение опыта в вокально–
творческой деятельности.

Материально-техническая база

Материально-технические обеспечение: кабинет для учебных занятий.
Учебное оборудование: компьютер, проектор, экран, принтер, сканер, музыкальный центр с функцией караоке, фонотека (необходимые для занятий музыкальные произведения и фонограммы в записи), видеофильмы, презентации.
Кадровое обеспечение программы: учитель музыки
Учебно-методическое: учебная литература, иллюстративный материал. Компьютерные программы: Офисный пакет Microsoft Office,
Информационное обеспечение: литература, интернет ресурсы
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи);
- наглядно – зрительный (видеозаписи);
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово);
- практический (показ приемов исполнения, импровизация);
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный
ответ);
- методические игры.