"Белая ладья" (ПФ ДОД)

Занятия по данной программе способствуют сохранению физического и психического здоровья учащегося, его успешности и адаптации в обществе, помогают наиболее полно раскрыть свои возможности, инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

преподаватели

Дьякова Наталья Владимировна, учитель физической культуры первой квалификационной категории

Расписание

Среда - 14:00-14:40

Содержание программы

Раздел 1: Вводное занятие. 

Тема:1.1. Организация работы коллектива.

Теория: правила поведения в   кабинете во время занятий.

Контроль: опрос.

Раздел 2: Сущность игры в шахматы.

Тема: 2.1. Расположение шахматной доски, знакомство с фигурами.

Теория: название фигур и правильное расположение доски.

Практика: расстановка фигур на доске.

Контроль: опрос, игра

Тема: 2.2. Порядок шахматных ходов и расстановка фигур на шахматной доске.

Теория: объяснение правильной расстановке и ходов фигур на доске.

Практика: расстановка и передвижение фигур на доске.

Контроль: опрос, игра

Тема: 2.3. Начальная позиция фигур на шахматной доске.

Теория: объяснение передвижений фигур.

Практика: передвижение фигур на индивидуальных досках; игры на   быстроту расстановки фигур; проговаривание полей доски.

Контроль: опрос, игра

Раздел 3: Шахматные фигуры 

Тема: 3.1 Как должны выполняться ходы.

Теория: объяснение   разыгрывания кусочков позиций; объяснение игры на шахматных досках полным   комплектом фигур.

Практика: разыгрывание кусочков позиций; игра на шахматных досках полным   комплектом фигур.

Контроль: опрос, игра

Тема: 3.2 Порядок взятия фигур.

Теория: объяснение значимости фигур.

Практика: игра на шахматных досках полным   комплектом фигур.

Контроль: опрос, игра

Тема: 3.3 Правила выполнения рокировки. Касание короля и ладьи.

Теория: объяснение четырёх правил для выполнения рокировки.

Практика: разыгрывание кусочков позиций для выполнения рокировки.

Контроль : опрос, игра

Раздел 4: Права игроков, простейшие приемы 

Тема: 4.1 Возможные ситуации в ходе игры: невозможный ход, пат, мат, шах.

Теория: объяснение, что такое мат, пат, шах и как выполнить.

Практика: разыгрывание позиций; разыгрывание шахматных партий; разбор ошибок противника. Отрабатывание приемов защиты.

Контроль: опрос, игра

Раздел 5: Завершение игры.

Тема: 5.1  Возможность  завершения игры: проигрыш. Цель каждого игрока - поставить мат.

Теория: что такое проигрыш? Как поставить мат сопернику.

Практика: разыгрывание позиций; разыгрывание шахматных партий; разбор ошибок противника.

Контроль: опрос, игра

Тема: 5.2  Заявление о сдаче. Возможность завершения игры: ничья.

Теория: объяснение завершения игры ничьёй.

Практика: разыгрывание позиций; разыгрывание шахматных партий; разбор ошибок противника.

Контроль: опрос, игра

Цели программы

Раскрытие и реализация личностного потенциала и творческой индивидуальности личности учащегося на основе формирования устойчивого интереса к спорту и физической культуре посредством обучения игре в шахматы.

Результат программы

- научатся формулировать собственное мнение и позицию;

- сформируют коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе;

- будут уметь планировать свои действия и осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- научатся доводить дело до конца, быть целенаправленным, не отступать перед трудностями, стремиться довести партию до победы;

- приобретут навык самодисциплины и самоорганизации;

- научатся совершать в уме простые действия (мысленный расчёт на три- четыре хода), разовьют внимание, память, воображение и наблюдательность;

- научатся быть выдержанным, психологически устойчивым во время партии;

- научатся соотносить свои действия с планируемыми результатами;

- узнают основные правила шахматной игры, шахматную нотацию;

- узнают о цели шахматной партии, законы развития фигур в начале партии, законы элементарного эндшпиля, методы борьбы со связками;

- научатся самостоятельно работать с шахматной доской;

- научатся правильно рассчитывать время в шахматной партии, правильно завершать партию, отслеживать турнирные результаты;

- изучат правила обращения к арбитру на турнире и последствия нарушения этих правил;

- изучат все возможные специфические нарушения противника в процессе игры.

Материально-техническая база

- светлое  помещение  с большими окнами,

- наличие дополнительного освещения для вечерних занятий,

- удобные столы и стулья,

- шкаф для хранения шахмат, часов, книг и бланков,

- демонстрационная шахматная доска,

- шахматы и доски,

- шахматные часы.