Шахматы

Программа интегрирована с ежемесячным графиком областных районных и школьных соревнований, что позволяет обучающимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а также выявить недостатки в подготовке. Обучаясь по данной программе, обучающиеся познакомятся с историей шахмат, биографией великих шахматистов, освоят теоретические и практические основы шахматной игры, приобретут турнирный опыт и смогут получить спортивные разряды.

преподаватели

Вивчар Анатолий Анатольевич

Содержание программы

1.   Введение (2 часа).

Теоретическая часть(1час) Вводное занятие.

Знакомство детей с целями и задачами объединения, с правилами поведения; техника безопасности. История шахмат.

Практическая часть (1 час). История шахмат. Дидактические игры, игра - «Пойми меня». Опрос.

2.    Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы (16 часов).

Теоретическая часть (5часов).

Игровые пути шахматной доски. Обозначение поля шахматной доски, о шахматных фигурах; шахматной нотации. Ходы фигур, поле под ударом. Цель игры в шахматы. Шахматные ситуации (шах, мат, пат). Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. О правах и обязанностях игрока.

Сравнительная ценность фигур. Размен.

Из чего состоит шахматная партия: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль). Десять правил для начинающих в дебюте. Записи партии. Различные виды преимущества. Силовые методы борьбы. Оценка позиции. Шахматные разряды и звания. Рейтинг-лист.

Практическая часть (11 часов). Тестирование. Проведение викторины: «3 стадии игры в шахматной партии». Спарринги. Решение позиций мат в один ход путём жертвы ферзя, ладьи, слона, коня. Тренировочные партии. Запись партии - тест. Решение позиций по теме «Рокировка», «Превращение пешки». Дидактические игры. Шахматные турниры. 

Дидактические игры и задания.

«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.

«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах чёрному королю.

«Защита от шаха». Белый король должен, защитится от шаха.

«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат чёрному королю.

«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

«Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях. Тестирование, конкурс, викторина, игра.

3.     Шахматы - спорт, наука, искусство - (16 часов).

Теоретическая часть (6 часов).

История возникновения шахмат. Различные системы проведения шахматных турниров - Круговая, швейцарская. Этика поведения шахматиста во время игры. Всемирная шахматная организация ФИДЕ. Календарь шахматных соревнований. Правила вида спорта шахматы. Федерация шахмат России.

Судейство соревнований. Виды соревнований: личные, командные, лично - командные, официальные, товарищеские. Устный опрос, наблюдение. Практическая часть. (10 часов)

Турнирные игры, решение позиций, спарринги, решение этюдов, тренировочные партии. Проведение шахматных турниров по швейцарской системе, компьютерная жеребьёвка. 

Выполнить задания, используя компьютерные программы: «Шахматы в сказках», «Динозавры учат шахматам», «Шахматная школа для начинающих». 

4.    Простейшие схемы достижения матовых ситуаций. (14 часов). Теоретическая часть. (4 часа)

Мат двумя слонами. Мат одной ладьёй. Мат одним ферзём. Линейный мат двумя ладьями. Спёртый мат. Дурацкий мат. Пат. Устный опрос, наблюдение.

Практическая часть. (10 часов)

Решение позиций - Мат в один ход. Двойной, вскрытый шах. Линейный мат двумя ладьями. Мат ферзем и ладьей. Детский мат. Пат. Тренировочные партии. Мат двумя слонами. Мат одной ладьёй. Спарринги.

Провести конкурсы решения задач.

Конкурсы организуются двумя способами:

1.     Демонстрируются задания на демонстрационной доске, и даётся время для решения. Решения сообщаются либо письменно, либо устно. Начисляются очки за правильное решение.

2.    Раздаются карточки с заданиями. Подводятся итоги конкурса.

Выполняют задания, используя компьютерные программы: «Шахматные комбинации», «Шахматные задачи». Конкурс, игра

5.    Тактика, эндшпиль. (8 часов).

Теоретическая часть. (2 часа)

Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара. Нападение на фигуру устрашением защищающего удара. Защита фигуры. Вилка. Обмен. Подставка. Контрудар. Связи фигур. Двойной удар. Сквозное нападение (рентген). 

Перекрытие. Сочетание приемов нападения. Угроза мата в два хода. Опрос, наблюдение.

Практическая часть. (6 часов)

Турнирные игры, решение позиций, спарринги, решение этюдов, тренировочные партии по темам - Пешечные окончания. Правило квадрата. Король и пешка против короля. Оппозиция. Золотое правило оппозиции.

Решение позиций по темам - Вилка. Обмен. Подставка. Контрудар. Связи фигур. Двойной удар. Сквозное нападение (рентген). Перекрытие. Сочетание приемов нападения. Угроза мата в один ход. Перекрытие. Сочетание приемов нападения. Сеансы одновременной игры. Работа на компьютере. Конкурс, игра.

6.     Заключительное занятие. (2 часа)

Практическая часть. (2 часа)

Итоговый контроль. Шахматный турнир «Храбрая пешка». Тестирование

Цели программы

Создание условий для развития интеллектуально - творческой, одаренной личности через занятия шахматами, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игры в шахматы.

Результат программы

Обучающиеся должны знать:

-      правила техники безопасности при проведении мероприятий и турниров;

-      правила игры в шахматы;

-      иметь представление о истории и происхождении шахмат;

-      основные понятия о тактике, дебюте, миттельшпиле и стратегии.

Обучающиеся должны уметь:

-      применять указанные знания на практике;

-      играть в шахматы.

-      работать в группе.

 

 

Материально-техническая база

Помещение, укомплектованное стандартным учебным оборудованием и мебелью (12 столов, 24 стула, 1 шкаф, электрообеспечение, 14 комплектов шахмат, 2 шахматных часов);

-      1 ноутбук;

-      1 мультимедийный проектор.