Школа крутых экспериментов ПФ

Учебная экспериментальная деятельность ребенка – ключ к успеху в обучении, источник устойчивого интереса к предмету. Важным методологическим моментом является проведение работы в коллективе учащихся, имеющих сходную мотивацию к учебной деятельности. Каждый член коллектива занят решением определенной проблемы, он не замыкается в ее рамках, имеет возможность выразить свои мысли, спорить, отстаивать свои убеждения. От того, насколько удачно и верно станет каждый ученик на свое место в коллективе, зависит нравственная и интеллектуальная полнота ее жизни.

      

Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: 

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ № 273);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

 Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242. «Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2014 №41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2017ВК – № 1232/09. Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей.

преподаватели

Шеленкова Людмила Николаевна

Расписание

Предусмотрен перерыв в программе на летнее каникулярное время с 01.06.2022 по 31.08.2022. Занятия проводятся с января по май 2022 года и с сентября по декабрь 2022 года. 

Содержание программы

Вводное занятие.

            Теория. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Правила пожарной безопасности. Планирование работы кружка. Выборы старосты. Рассказы о физиках. Люди науки. Нобелевские лауреаты по физике.

            Входная диагностика.

            Интересные явления в природе.

            Теория. Занимательные опыты. Решение экспериментальных и качественных задач. Подготовка «магических» фокусов, основанных на физических закономерностях Атмосферное давление. Давление жидкости.

            Практика. Эксперимент 1: стакан с водой, лист бумаги. Эксперимент 2: бутылка из-под1 кетчупа, сваренное яйцо, бумага, спички. Эксперимент 3: стакан и сосуд с водой. Давление жидкости Эксперимент 1: стеклянная трубка большого сечения, картон, сосуд с водой, нитка. Эксперимент 1: сосуды разной формы, но с одинаковыми отверстиями, большой сосуд с водой, бумажный кружок, метки.

            Самоконтроль. Кроссворды.

            Оптика.

            Теория. Занимательные опыты по оптике. Образование тени и полутени. Отражение света.

            Практика. Эксперимент 1: настольная лампа с круглым плафоном (Солнце), маленький шарик на подставке (Луна) и шарик побольше (Земля). Отражение света Эксперимент 1: лазерная указка, Зеркало, вода. Эксперимент 2: стакан с водой. Эксперимент 3: монета, чайная чашка, вода.

            Оценка готового продукта. «Модель ученического самоуправления в школе»

            Создание электронной презентации по подготовке и проведению опытов Практическая работа по созданию презентаций. Обучение как вставить картинки из интернета, фотографии и диаграммы.

            Самоконтроль.

             Физика стирки. Что такое поверхностное натяжение.

            Практика. Опыт иллюстрирует действие сил поверхностного натяжения. Если налить воду в стакан до самого верха, образуется сферическая шапка, к центру которой стремится теннисный шарик. Рисунки лаком на поверхности воды Капли лака для ногтей на воде создают причудливые узоры, которые потом можно перенести на твердый предмет.  Мыльный ускоритель Маленькая капля мыльного раствора может послужить "топливом" для лодочки и прокатить ее с ветерком. Поверхностное натяжение и нитка
Нитка катается по поверхности мыльной пленки словно по льду и не падает даже в вертикальном положении. Молоко и жидкое мыло – рисуем на молоке. При добавлении краски в молоко, на поверхности образуются красивые разливы от краски. При добавлении жидкого мыла, краска сбивается в полоски и образуют неожиданные рисунки на поверхности.

            Оценка готового продукта: доклада, сообщения с использованием интерактивной доски.

            Физика на кухне

            Практика. Эксперимент 1: несколько кусочков мела, спички с заостренными концами. Эксперимент 2: сырое куриное яйцо, стакан с уксусом. Эксперимент 3: блюдце с водой, спички (зубочистки), кусочек сахара. Эксперимент 1: двухлитровая бутылка из-под лимонада, монета, которой можно накрыть горлышко бутылки, чашка воды. Эксперимент 2: лист бумаги, пустая стеклянная банка, две жестяные банки. Эксперимент 3: колечко из проволоки, нитки, спички, раствор соли.  Эксперимент 4: бутылка (стекло), пробка от винной бутылки, цветная бумага, клей, 3 ст.л лимонного сока, 1 ч.л. пищевой соды, кусочек туалетной бумаги. Эксперимент 5: стеклянная банка с крышкой емкостью 1  литр, водопроводная вода, монетка.

            Оценка готового продукта. Качество выполнения экспериментов.

            Кристаллы

            Практика.  Выращивание и практическое изучение кристаллов.

            Самоконтроль. Наблюдение.

            Звуковые явления. Занимательные опыты со звуком

            Инерция и центробежная сила.

            Практика. Опыты с кругом. Волчки и маятники. Удивительная сила – реакция. Эксперимент 1: ученическая линейка, несколько шашек, можно использовать монеты.
Эксперимент 2: яйцо, стакан с водой, карточка, кольцо.

            Самоконтроль. Наблюдение.

            Ошибки наших глаз.

            Практика. Оптические иллюзии Эксперимент 1: обман зрения.
Эксперимент 2: промасленная бумага, картон, две лампы

            Наблюдение. Самоконтроль. Ребус.

            Опыты со светом.  

            Практика. Оборудование: картонка размером А4, карандаши, плоское зеркало, миска, нитки, электрическая настольная лампа, расчёска. Мыльные пузыри и плёнки.

            Оценка готового продукта. Чистота выполнения эксперимента

            Интересные случаи равновесия Центр тяжести.

            Практика. Оборудование: корковая пробка (или обрезок толстой морковки длиной 4-5 см), спички, толстая проволока, тяжёлая гайка (или картофелина), пластилин, пустотелое яйцо (или яйцо от киндер-сюрприза), песок (или мелкая дробь), стеариновая свеча, небольшие мячи.

            Оценка готового продукта. Чистота выполнения эксперимента

            Магнитные явления

            Теория. Магниты и их взаимодействие

            Практика. Эксперимент 1: два магнита полосовых, дугообразный магнит, железные опилки, лист бумаги. Эксперимент 2: магнит, иголка, блюдце, вода. Фокусы с магнитами. Эксперимент 1:  картон, тонкая палочка, булавка, магнит. Эксперимент 2: четыре медных стержня, обод из тонкой железной проволоки, вязальная спица, пробковый кружок, перламутровая пуговица, стеклянная бусина, подковообразный магнит, спиртовка.

            Наблюдение. Оценка готового продукта. Чистота выполнения эксперимента

            Электризация.

            Практика. Эксперимент 1: плоская пластмассовая расческа или линейка, кусочки бумаги, тонкая струйка воды, собственные волосы. Эксперимент 2: гильза из фольги, подставка, стеклянная палочка.1 Эксперимент 3: бумажное полотенце, 1 чайная ложка (5 мл) хрустящих рисовых хлопьев, воздушный шарик, шерстяной свитер. Эксперимент 4: пластмассовая воронка, штатив, шар с электрометром, песок. Эксперимент 5: два воздушных шарика. Эксперимент 6: бумажное полотенце, 1 чайная ложка (5 мл) соли, 1 чайная ложка (5 мл) молотого перца, ложка, воздушный шарик, шерстяной свитер. Эксперимент 7: клей, квадратный кусочек дерева размером 2,5х2,5 см или деревянный кубик, швейная игла, ножницы, кусочек писчей бумаги, стеклянный (не пластиковый) стакан диаметром (длина линии, проведённой через центр окружности, образованной верхней кромкой стакана) не менее 5см, шерстяной свитер.

            Наблюдение. Решение кроссворда. Оценка готового продукта. Чистота выполнения эксперимента.

            Электрические явления.

            Практика. Сборка э/цепей, работа с измерительными приборами. Эксперимент 1:  лимон, соленый огурец, электроды, раствор медного купороса, гвоздь, с намотанным проводом, металлические кнопки, фотоэлемент, провода, низковольтная лампочка, ключ, гальванометр.

            Наблюдение. Оценка готового продукта. Чистота выполнения эксперимента

            Опыты и эксперименты с магнитами

            Практика. Магнитная пушка. Опыт иллюстрирует, как отрицательное изменение магнитной потенциальной энергии провоцирует положительное изменение кинетической энергии стальных шариков. Магнитные танцы. Опыт иллюстрирует, как магнит взаимодействует с железом в разных его формах и не взаимодействует с медью. Динамик из пластиковых тарелок при помощи магнита, проволоки и пластиковых тарелок можно изготовить вполне функционирующий динамик.

            Чистота выполнения эксперимента. Наблюдение.

            Занимательные опыты при полном отсутствии физического оборудования.     Практика. «Не замочив рук» «Подъем тарелки Оборудование: тарелка или блюдце, монета, стакан, бумага, спички, с мылом» Оборудование: тарелка, кусок мыла. «Волшебная вода» «Тяжелая газета» Оборудование: стакан с водой, лист плотной бумаги. Оборудование: рейка длиной 50-70см, газета, метр. «Нервущаяся бумага» «Как быстро погаснет свеча» Оборудование: два штативами с муфтами и лапками, два бумажных кольца, рейка, метр. Оборудование: стеклянный сосуд с водой, стеариновая свеча, гвоздь, спички. «Несгораемая бумага» «Несгораемый платок» Оборудование: металлический стержень, полоска бумаги, спички, свеча (спиртовка). Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, спирт, носовой платок, спички «Несгораемая нитка» «Вода кипит в бумажной кастрюле» Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, перышко, обычная нить и нить вымоченная в насыщенном растворе поваренной соли. Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, бумажная кастрюля на нитках, спиртовка, спички. «Картофельные весы» «Загадочная картофелина» Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, металлический стержень, нить, две картофелины одинаковой массы, спички, спиртовка. Оборудование: два стеклянных сосуда с водой, картофелина. Давление воздуха Оборудование: вода, стакан гранёный, лист бумаги, небольшое стекло, пипетка, предметы на присоске, монета, тарелка, спички. Опыты с жидкостью. Оборудование: два стакана, вода, тряпочный жгут, немного жира, пипетка, кусочек сахара, немного холодного чая Средства современной связи. Экскурсия на АТС.

            Оценка готового продукта. Чистота выполнения эксперимента

            Строение Солнечной системы.

            Практика. Работа с картой звездного неба. Наблюдение за звёздным небом.

            Оценка готового продукта. Демонстрация опыта.

             Изготовление самодельных приборов и ремонт существующего оборудования кабинета физики. Оценка готового продукта. Демонстрация опыта.

            Проектная работа. Изготовление действующей модели (по выбору), стенгазета с отчётом о проделанной работе.

            Оценка готового продукта.

             Защита проекта. Выставка работ. Готовые проекты.

            Итоговый контроль. Оценка готового продукта. Готовые проекты.

Цели программы

    

Развитие и активизация творческого мышления учащихся, через систему творческих заданий, проблемный эксперимент, проведение наблюдений естественнонаучного содержания, приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при постановке экспериментов и проведении исследовательских работ.

Результат программы

    

     Ожидается, что к концу обучения обучающиеся объединения дополнительного образования «Школа крутых экспериментов» усвоят учебную программу в полном объёме.

      В результате изучения курса, при выполнении экспериментов у учащихся разовьется познавательный интерес к изучению физики как науки. Учащиеся познакомятся с последними достижениями науки и техники, что способствует воспитанию уважения к творцам науки и техники. Сформируется отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

        Обучающиеся приобретут:

- умения и навыки выполнения работ исследовательского характера;

-умения и навыки постановки эксперимента;

-умения и навыки самостоятельно работать с дополнительными источниками информации, в том числе электронными, а также умениями пользоваться ресурсами Интернет;

- умений строить план исследования; предлагать и проводить эксперименты (наблюдения), позволяющие выявить новые характеристики явления, проверить и скорректировать его рабочую модель.

       Учащиеся научатся сотрудничать с товарищами, работая в исследовательской группе; представлять результаты работы в форме короткого сообщения с использованием визуальных средств демонстрации (графиков, диаграмм, рисунков). Практически применять физические знания в жизни, развивать свои творческие способности.

 

Особые условия проведения

формы реализации образовательной программы  –  традиционная,  с использованием электронного обучения;

организационные формы обучения  - основной формой проведения учебных занятий является групповая форма работы (комплексное занятие, практическое занятие). Также часто используется коллективная (творческие и исследовательские проекты, выставка творческих работ) и индивидуальная форма работы (выполнение творческих и исследовательских заданий, отработка практического задания).

По месту обучения предусмотрены следующие формы организации образовательной деятельности: занятия в помещении, самостоятельная домашняя работа (выполнение практических, творческих заданий, проведение самостоятельных опытов, работа с дополнительной литературой), викторины, игры-путешествия.

 

Материально-техническая база

•  Имеется оборудованный физический кабинет

•  Кабинет соответствует всем санитарно-гигиеническим требованиям

•  Имеется  лабораторное оборудование

•  Учащиеся имеют свои рабочие места

•  Кабинет физики соответствует пожарной и электробезопасности

•  В кабинете имеются инструкции по охране труда

•  Использование подручных материалов (пластиковые бутылки, картон, пенопласт, воздушные шары и т.д.)

•  Кабинет оснащен компьютером, мультимедийным проектором, интерактивной доской, сетью Интернет, имеются методические и дидактические материалы и справочники.