Мастерская ценностных ориентаций _ модуль «ГеоДом: В мире карт»

Умение работать с географической картой проходит через все курсы школьной географии и является
залогом успешного освоения географических знаний. Программа направлена на глубокое усвоение теоретических знаний через освоение географической номенклатуры, что является одной из целей картографической подготовки, а именно – «знание карты». Сложные и глубокие вопросы изучаются в занимательной, игровой и доступной форме для учащихся: геолото, интерактивные игры, путешествия по карте, что позволяет поддерживать и развивать познавательный интерес. Построение занятий в такой форме позволяет поддерживать интерес к учению и познанию нового, неизвестного, побуждает школьников к активной самостоятельной учебной деятельности, способствует развитию творчества и коммуникативности обучающихся.
Полученные навыки работы с картой в условиях расширения международных экономических, политических и культурных связей, международного туризма являются важным средством анализа информации, и в будущем будут способствовать более успешной социализации выпускников.

Картографическая грамотность поможет учащимся в подготовке к государственной итоговой аттестации ГИА по предмету, поскольку в контрольно- измерительных материалах ГИА и ЕГЭ предлагаются задания, в которых необходимо дать ответ на основе анализа различных тематических карт. 

преподаватели

Луговая Елена Юрьевна, учитель химии и географии высшей категории, Почетный работник сферы образования РФ, по совместимости педагог дополнительного образования, 

Содержание программы

   

   1. Введение в картографию (2 ч)

Теоретические занятия – 1 ч

История картографии. История географических открытий

Практические занятия – 1 ч

Решение картографических задач: Развитие географических знаний о Земле

   2. Топографическая карта (2 ч)

Теоретические занятия – 1 ч

Крупномасштабное изображение местности – 1 ч

Практические занятия – 1 ч

Решение упражнений по топографической карте

   3. Градусная сеть. Географические координаты (2 ч)

Теоретические занятия – 1 ч

Градусная сеть. Географические координаты

Практические занятия – 1 ч

Определение географических координат различных объектов и расстояний между ними.

   4. Глобус – модель Земли (1 ч)

Теоретические занятия – 0,5 ч

Глобус – модель Земли

Практические занятия – 0,5 ч

Глобус как источник географической информации 

             5. Рельеф  (4 ч)

Теоретические занятия – 1 ч

Рельеф земной поверхности

Практические занятия – 3 ч

Классификация гор по высоте

Классификация равнин по высоте

Географическое лото по карте «Рельеф Земли».

             6. Части Мирового океана (5 ч)

Теоретические занятия – 1 ч

Части Мирового океана

Практические занятия – 4 ч

Географическое лото по карте «Полуострова».

Географическое лото по карте «Острова».

Географическое лото по карте «Моря. Заливы. Проливы».

Решение графических заданий с помощью карты  

   7. Внутренние воды (3 ч)

Теоретические занятия – 1 ч

Внутренние воды: озера, реки, водопады.

Практические занятия – 2 ч

Географическое лото по карте «Реки, озера, водопады».

Географическое лото по карте «Реки, озера, водопады».  

   8. Политическая карта (4 ч)

Теоретические занятия – 1 ч

Политическая карта. Страны и столицы.

Практические занятия – 3ч

Политическая карта Евразии

Политическая карта Африки

Политическая карта Америки  

   9. Карта природных зон и ООПТ (2 ч)

Теоретические занятия – 1 ч

Карта природных зон и ООПТ

Практические занятия – 1ч

Решение заданий «Природные различия на территории России»  

   10. Политико-административная карта России (2 ч)

Теоретические занятия – 1 ч

Политико-административная карта России

Практические занятия – 1 ч

Географическое лото по карте «Субъекты - центры»

   11. Контурная карта (1 ч)

Практические занятия направлены на то, чтобы в игровой форме по контурной карте отработать навык определения географических объектов. Зачет. 

Цели программы

Цель: Выработка картографических знаний в области картографии и топографии; умений использования картографических произведений различного содержания и масштабов и применение картографического метода для географических исследований.

Задачи:

Обучающие:

- способствовать приобретению картографической грамотности,  чтению географические карты;

- углубить и расширить знаний по картографии.

- формировать представления о топонимике и происхождении географических названий;

- формировать умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств

- формировать умение классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.

- обеспечить освоение обучающимися умением сопоставлять практические и теоретические знания с объективными реалиями жизни.

- способствовать развитию навыка сравнения географических объектов и процессов, умения делать выводы и умозаключения на основе сравнения.

Развивающие:

- развить мотивацию к творческому труду при работе с картой; потребности в саморазвитии; самостоятельности, ответственности, активности;

- развить познавательный интерес к основным видам геоизображений;

- развить умение оперировать картографическими терминами и понятиями.

- развить умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в команде в процессе коллаборации;

- развивать умения учащихся самостоятельно анализировать картографическое проявление общих закономерностей размещения объектов природы, хозяйства и общества, умения мыслить пространственно.

Воспитательные:

- сформировать личностные представления о ценности карты.

- обеспечить овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности

– способствовать осознанию роли географической картографии в познании окружающего мира:

- способствовать расширению кругозора учащихся, развитию любознательности.

- способствовать развитию познавательной, творческой активности, наблюдательности, интереса к окружающему миру.

- вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по изучению возможностей географической карты.

 

Результат программы

Личностные результаты:

-знание основных морально-этических норм и способность, руководствуясь ими, оценивать собственные действия и действия других людей, эмпатия. Способность к самостоятельной организации занятий.

- мотивация к творчеству, стремление к постоянному саморазвитию, культура исследовательской деятельности и поведения.

-эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру при работе с картой.

- осознание роли географической картографии в познании окружающего мира; личностные представления о ценности карты.

Метапредметные результаты:

- умения целеполагания, постановки учебной задачи и её успешное решение, работа с геоинформацией, контроль и оценка результатов деятельности, владение навыками сотрудничества с учащимися и педагогом.

- умение самостоятельной организации и планирование деятельности (практической) при решении учебных задач.

- умение анализировать и структурировать полученную информацию, контролировать и оценивать свои действия и результаты работы, развитые коммуникативные компетенции и владение навыками групповой деятельности.

Предметные результаты:

- знание картографической терминологии, номенклатуры на уровне, сопоставимом с начальным профессиональным образованием.

- умение использовать различные источники географической информации для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач. 

-анализирование, обобщение и интерпретация географической информации. 

-определение и сравнение качественных и количественных показателей, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания. 

- ориентирование при помощи карт и современных навигационных приборов; 

- чтение географические карты. 

– составление описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников картографической информации.

– определение на карте местоположения географических объектов.

-умение классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы. 

– использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

 

Требования к знаниям и умениям:

В результате изучения курса

Учащиеся должны знать:

– теоретические основы картографии;.

– виды картографической деятельности;

– способы картографических изображений;

-основную номенклатуру карт, как на физической карте, так и на политической;

- классификацию и деление карт по содержанию и назначению;

- основные картографические понятия и термины;

- условные знаки и их картографические способы изображения;

- принципы построения профилей.

Учащиеся должны уметь:

– использовать карты для изучения условий и возможностей развития различных сфер хозяйственной деятельности человека;

– называть и показывать географические объекты;

– определять направления,  ГП объектов,  расстояния между ними;

– уметь определять географические координаты по карте;

– читать карту с помощью условных знаков и выполнять на ней необходимые измерения;

– давать на основе картографических источников характеристику участка местности, региона, страны

- определять по карте высоты, формы и типы рельефа

Учащиеся должны владеть:

– способами и методами картографических изображений;

– умением решать картографические, географические задачи прикладного характера.

– навыками использования карт;

– навыками решения задач по картам;

 

Особые условия проведения

Стремление к активности, инициативности, любознательности, трудолюбию, самостоятельности

Материально-техническая база

Занятия проводятся на базе школьного кабинета географии, который оснащен компьютерной техникой для демонстрации презентаций, фото и видео материала, глобусами, атласами и настенными картами.