- Главная
- Направления
- Естественнонаучная
- Геология
- Мастерская ценностных ориентаций _ модуль «ГеоДом: В мире карт»
Рекомендуем посмотреть
Мастерская ценностных ориентаций _ модуль «ГеоДом: В мире карт»
Умение работать с географической картой проходит через все курсы школьной географии и является
залогом успешного освоения географических знаний. Программа направлена на глубокое усвоение теоретических знаний через освоение географической номенклатуры, что является одной из целей картографической подготовки, а именно – «знание карты». Сложные и глубокие вопросы изучаются в занимательной, игровой и доступной форме для учащихся: геолото, интерактивные игры, путешествия по карте, что позволяет поддерживать и развивать познавательный интерес. Построение занятий в такой форме позволяет поддерживать интерес к учению и познанию нового, неизвестного, побуждает школьников к активной самостоятельной учебной деятельности, способствует развитию творчества и коммуникативности обучающихся.
Полученные навыки работы с картой в условиях расширения международных экономических, политических и культурных связей, международного туризма являются важным средством анализа информации, и в будущем будут способствовать более успешной социализации выпускников.
Картографическая грамотность поможет учащимся в подготовке к государственной итоговой аттестации ГИА по предмету, поскольку в контрольно- измерительных материалах ГИА и ЕГЭ предлагаются задания, в которых необходимо дать ответ на основе анализа различных тематических карт.
преподаватели
Луговая Елена Юрьевна, учитель химии и географии высшей категории, Почетный работник сферы образования РФ, по совместимости педагог дополнительного образования,
Содержание программы
1. Введение в картографию (2 ч)
Теоретические занятия – 1 ч
История картографии. История географических открытий
Практические занятия – 1 ч
Решение картографических задач: Развитие географических знаний о Земле
2. Топографическая карта (2 ч)
Теоретические занятия – 1 ч
Крупномасштабное изображение местности – 1 ч
Практические занятия – 1 ч
Решение упражнений по топографической карте
3. Градусная сеть. Географические координаты (2 ч)
Теоретические занятия – 1 ч
Градусная сеть. Географические координаты
Практические занятия – 1 ч
Определение географических координат различных объектов и расстояний между ними.
4. Глобус – модель Земли (1 ч)
Теоретические занятия – 0,5 ч
Глобус – модель Земли
Практические занятия – 0,5 ч
Глобус как источник географической информации
5. Рельеф (4 ч)
Теоретические занятия – 1 ч
Рельеф земной поверхности
Практические занятия – 3 ч
Классификация гор по высоте
Классификация равнин по высоте
Географическое лото по карте «Рельеф Земли».
6. Части Мирового океана (5 ч)
Теоретические занятия – 1 ч
Части Мирового океана
Практические занятия – 4 ч
Географическое лото по карте «Полуострова».
Географическое лото по карте «Острова».
Географическое лото по карте «Моря. Заливы. Проливы».
Решение графических заданий с помощью карты
7. Внутренние воды (3 ч)
Теоретические занятия – 1 ч
Внутренние воды: озера, реки, водопады.
Практические занятия – 2 ч
Географическое лото по карте «Реки, озера, водопады».
Географическое лото по карте «Реки, озера, водопады».
8. Политическая карта (4 ч)
Теоретические занятия – 1 ч
Политическая карта. Страны и столицы.
Практические занятия – 3ч
Политическая карта Евразии
Политическая карта Африки
Политическая карта Америки
9. Карта природных зон и ООПТ (2 ч)
Теоретические занятия – 1 ч
Карта природных зон и ООПТ
Практические занятия – 1ч
Решение заданий «Природные различия на территории России»
10. Политико-административная карта России (2 ч)
Теоретические занятия – 1 ч
Политико-административная карта России
Практические занятия – 1 ч
Географическое лото по карте «Субъекты - центры»
11. Контурная карта (1 ч)
Практические занятия направлены на то, чтобы в игровой форме по контурной карте отработать навык определения географических объектов. Зачет.
Цели программы
Цель: Выработка картографических знаний в области картографии и топографии; умений использования картографических произведений различного содержания и масштабов и применение картографического метода для географических исследований.
Задачи:
Обучающие:
- способствовать приобретению картографической грамотности, чтению географические карты;
- углубить и расширить знаний по картографии.
- формировать представления о топонимике и происхождении географических названий;
- формировать умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств
- формировать умение классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.
- обеспечить освоение обучающимися умением сопоставлять практические и теоретические знания с объективными реалиями жизни.
- способствовать развитию навыка сравнения географических объектов и процессов, умения делать выводы и умозаключения на основе сравнения.
Развивающие:
- развить мотивацию к творческому труду при работе с картой; потребности в саморазвитии; самостоятельности, ответственности, активности;
- развить познавательный интерес к основным видам геоизображений;
- развить умение оперировать картографическими терминами и понятиями.
- развить умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в команде в процессе коллаборации;
- развивать умения учащихся самостоятельно анализировать картографическое проявление общих закономерностей размещения объектов природы, хозяйства и общества, умения мыслить пространственно.
Воспитательные:
- сформировать личностные представления о ценности карты.
- обеспечить овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности
– способствовать осознанию роли географической картографии в познании окружающего мира:
- способствовать расширению кругозора учащихся, развитию любознательности.
- способствовать развитию познавательной, творческой активности, наблюдательности, интереса к окружающему миру.
- вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по изучению возможностей географической карты.
Результат программы
Личностные результаты:
-знание основных морально-этических норм и способность, руководствуясь ими, оценивать собственные действия и действия других людей, эмпатия. Способность к самостоятельной организации занятий.
- мотивация к творчеству, стремление к постоянному саморазвитию, культура исследовательской деятельности и поведения.
-эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру при работе с картой.
- осознание роли географической картографии в познании окружающего мира; личностные представления о ценности карты.
Метапредметные результаты:
- умения целеполагания, постановки учебной задачи и её успешное решение, работа с геоинформацией, контроль и оценка результатов деятельности, владение навыками сотрудничества с учащимися и педагогом.
- умение самостоятельной организации и планирование деятельности (практической) при решении учебных задач.
- умение анализировать и структурировать полученную информацию, контролировать и оценивать свои действия и результаты работы, развитые коммуникативные компетенции и владение навыками групповой деятельности.
Предметные результаты:
- знание картографической терминологии, номенклатуры на уровне, сопоставимом с начальным профессиональным образованием.
- умение использовать различные источники географической информации для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач.
-анализирование, обобщение и интерпретация географической информации.
-определение и сравнение качественных и количественных показателей, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания.
- ориентирование при помощи карт и современных навигационных приборов;
- чтение географические карты.
– составление описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников картографической информации.
– определение на карте местоположения географических объектов.
-умение классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы.
– использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Требования к знаниям и умениям:
В результате изучения курса
Учащиеся должны знать:
– теоретические основы картографии;.
– виды картографической деятельности;
– способы картографических изображений;
-основную номенклатуру карт, как на физической карте, так и на политической;
- классификацию и деление карт по содержанию и назначению;
- основные картографические понятия и термины;
- условные знаки и их картографические способы изображения;
- принципы построения профилей.
Учащиеся должны уметь:
– использовать карты для изучения условий и возможностей развития различных сфер хозяйственной деятельности человека;
– называть и показывать географические объекты;
– определять направления, ГП объектов, расстояния между ними;
– уметь определять географические координаты по карте;
– читать карту с помощью условных знаков и выполнять на ней необходимые измерения;
– давать на основе картографических источников характеристику участка местности, региона, страны
- определять по карте высоты, формы и типы рельефа
Учащиеся должны владеть:
– способами и методами картографических изображений;
– умением решать картографические, географические задачи прикладного характера.
– навыками использования карт;
– навыками решения задач по картам;
Особые условия проведения
Стремление к активности, инициативности, любознательности, трудолюбию, самостоятельности
Материально-техническая база
Занятия проводятся на базе школьного кабинета географии, который оснащен компьютерной техникой для демонстрации презентаций, фото и видео материала, глобусами, атласами и настенными картами.