«Познай себя»

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.
Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника. Программа составлена на основе следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания: Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Содержание вне учебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамкахпрограммы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Педагоги

Куцин Петр Владимирович, учитель истории и обществознания.

Содержание программы

1. Мир профессий - 7 часов;

2. Способности, интересы и профессиональная пригодность - 7 часов;

3. Технологии основных сфер профессиональной деятельности - 12 часов;

4. Планирование профессиональной карьеры - 8 часов.

Цели программы

Программа «Познай себя» реализует следующую цель: воспитание грамотной, активной личности, ориентированной на духовное и нравственное развитие, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны

Результат программы

Личностные результаты:
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку;
 освоение социальных норм, правил поведения;
 формирование коммуникативной компетентности общении и сотрудничестве.
Метапредметные результаты отражаются в универсальных умениях:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности, корректировать свои действия;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками;
 владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений;
 умение работать индивидуально и в группе;

 умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты отражают:
 понимание роли и значения психологии в формировании личностных качеств;
 формирование умения вести наблюдение за динамикой своего развития и функциональных
возможностей.

Планируемые результаты воспитания определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.
Изменения в модели поведения школьника: – проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание,творческая работа); – соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений;проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания.
Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики: • использование полученной на занятиях информации во внеурочной и внешкольной деятельности; • краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им; • объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности: • способность объективно оценивать
собственное поведение и поведение других людей, • сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение

Особые условия проведения

Программа рассчитана на обучающихся старших классов общеобразовательной школы

Материально-техническая база

На базе образовательного учреждения имеются необходимые материально-технические ресурсы: мультимедийное оборудование, библиотека, открытый доступ кресурсам сети Internet, ученический кабинет, музыкальный центр, принтер и т.д.