Шахматы от первого до последнего хода

На первых занятиях школьники узнают о происхождении шахмат, знакомясь с историей и легендами, знакомятся с чемпионами мира по шахматам. Затем начинают приобщаться непосредственно к самой игре, узнают правила игры и ходы фигур, простейшие комбинации, дебюты. Затем прорабатывается простейший шахматный материал, ключевой упор направлен на детальном изучении силы и слабости каждой фигуры, её игровых возможностей. Основополагающим моментом занятий является деятельность самих детей, где они наблюдают, сравнивают, группируют, классифицирует, выясняют закономерности, делают выводы. Внимание уделяется простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. Важная роль отводится развитию комбинационного зрения, базовым принципам дебютов. 

преподаватели

Гамза Егор Александрович

Содержание программы

Рождение шахмат. Чемпионы мира по шахматам. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Запись шахматной партии. Запись начального положен. Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр презентации “Приключения в Шахматной стране». Первый шаг в мир шахмат.

Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: “Ферзь любит свой цвет”. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фи Шахматные мудрости. Работа со слайдами. Открытый шах. Двойной шах. Дидактическая игра “Первый шах”. Что такое пат? Дидактическое задание “Мат или Кто сильнее? Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические задания “Кто сильнее?» Достижение материального перевеса. Дидактическое задание “Выигрыш материала” (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика. Способы защиты. Дидактическое задание “Защита” (защита атакованной фигуры другой своей фигурой, перекрытие, контратака). Игровая практика Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Превращение “Игра на уничтожение” (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положен. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание “Мат или не Мат в один ход слоном, двумя слонами, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание “Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание “Дай мат в один хо Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание “Рокировка» Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра “Два хода Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Ферзь и ладья против короля. Дидактические задания “Шах или мат”, “Мат или пат”, “Мат в один ход”, “На крайнюю линию”, “В угол”, “Ограниченный король”, “Мат в два хода”. Игровая практик Ладья и король против короля. Дидактические задания “Шах или мат”, “Мат или пат”, “Мат в один ход”, “На крайнюю линию”, “В угол”, “Ограниченный король”, “Мат в два хода”.

Цели программы

Создание благоприятных условий для гармоничного когнитивного развития детей школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру, раскрытие умственных способностей, творческого потенциала обучающихся.

Результат программы

В результате освоения программы базового уровня у обучающихся будут актуализированы следующие психологические процессы: 

·                     познавательный интерес и творческий подход к решению различных задач; 

·                     способность самостоятельно добывать знания; 

·                     потребность в дальнейшем саморазвитии и реализации собственного личностного потенциала; 

·                     активная деятельность обучающихся для продуктивного и гармоничного общения.

Предметные результаты освоения программы: учащиеся будут - понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

·                     знать шахматные термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля;

·                     уметь применять тактические приемы; находить тактические удары и проводить комбинации;

·                     грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; точно разыгрывать окончания.

Личностные результаты освоения программы:  

·                     сформирована мотивация к творческому труду, работе на результат;

·                     развиты навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развито умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

·                     развиты этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

·                     сформированы эстетические потребности и ценности;

·                     развита самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.  

Метапредметные результаты освоения программы  

·                     освоят способы решения проблем творческого и поискового характера;

·                     научаться находить эффективные способы достижения результата;

·                     овладеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей;

·                     научаться определять цель и пути её достижения; научаться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

 

Особые условия проведения

Основные формы работы:

·         Краткие увлекательные рассказы об истории шахмат и шахматных фигурах

·         Занимательные вопросы из жизни шахмат

·         Шахматные партии

·         Работа со словарем шахмат

·         Турниры

·         Презентации

Материально-техническая база

Для полноценной деятельности объединения имеется материально – техническая база: учебный кабинет с оборудованными рабочими местами, шахматами и досками. Технические средства обучения: видеокамера, компьютеры по количеству обучающихся, проектор, интернет со скоростью не менее 100 байт.