Шашки

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.

  Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Впечатляющая красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют истинное творческое наслаждение, не оставляя равнодушными даже людей, малознакомых с шашками.

   Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки - дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.

  Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Она помогает воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить.

Шашки, как и любой вид человеческой деятельности, находятся в постоянном развитии. Появляются новые идеи, часто опровергаются устоявшиеся Каноны. В шашечную теорию и практику уверенно вошли компьютерные технологии, которые значительно расширяют аналитические возможности и играют большую роль в подготовке спортсменов высокого класса.

 Следует отметить, что во многих образовательных учреждениях занятия шашками носят разовый характер. Это эпизодические турниры в классах, соревнования в школах, в летних оздоровительных лагерях, соревнования в колледжах и техникумах.

 Систематические занятия могут быть организованы только в кружках, секциях или объединениях.

В связи с этим, для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима программа занятий.

Отличительной особенностью и новизной данной программы  является больший акцент на начальную подготовку детей, в основном младшего возраста, начинающих с «нуля», более общее изложение основных положений без излишней детализации. В программу введен раздел «Начальные сведения об игре в международные шашки».

преподаватели

Вивчар Анатолий Анатольевич- педагог дополнительного образования

Содержание программы

История развития шашек

Ознакомление с планом работы кружка, техникой безопасности, историей развития шашек, шашечным кодексом.                                              

Теоретический компонент:

Различные шашечные системы. Древность русских шашек. Распространение  шашечной игры в России. Первая книга по шашкам в России, написанная, в 1827 году, А.Д. Петровым.

2. Первоначальные понятия

Теоретический компонент:

Правила игры, шашечная нотация. Основы шашечной игры и её общие вопросы. Понятие о шашечной позиции, позиционное преимущество - важный путь к достижению победы.

Практический компонент:

Сила дамки, значение связок, разменов, понятие об оппозиции, темпах, маневренных возможностях. Упражнения на усвоение правил игры, разбор и решение тематических примеров. Игры с записью партий.

3.     Тактика.

Теоретический компонент:

Различные способы выигрыша шашек. Разнообразие тактических приемов и умение ими пользоваться в процессе игры. Простейшие комбинации и тренировка в их отыскании, расчет ходов в партии.

Практический компонент:

Жертва шашки. Комбинационные эпизоды игры. Комбинационные ловушки. Контрудары.

4.     Стратегия

Теоретический компонент:

Значение центральных полей игры. Сила и слабость центра.

Практический компонент:

Тактика – важная часть стратегии, ей подчиненная. Значение общего плана игры в партии.

5.     Эндшпиль

Теоретический компонент:

Расчет ходов, ценность времени и пространства,  игровое качество дамки по сравнению с простой шашкой. Правило оппозиции – противостояние шашек.

Практический компонент:

Три дамки против одной, «треугольник. Разбор специальных тематических примеров. Решение упражнений.

6.     Дебют

Теоретический компонент:

Определение дебюта, его основные цели.  Наиболее распространенные дебютные ловушки в «Игре Петрова», «Перекрестке», «Отыгрыше». Нахождение дебютных ловушек и комбинаций. Тематические игры с разбором сыгранных партий.

7.     Композиция

Теоретический компонент:

Концовки, задачи и этюды – произведения композиции  (особой области шашечного творчества). Связь композиции с практикой.

8.     Международные шашки

 Теоретический компонент:

Нотация  доски, запись ходов и положений. Ловушки в дебютах, комбинации, этюдные маневры. Красота игры. Простор для творчества.

Практический компонент:

Упражнения в записи отдельных положений и записи партий.

9.      Спарринг тренировки, конкурсы решений, сеансы одновременной игры

Практический компонент:

Систематичность спарринг – тренировок, разнообразие их тематики, подбор партнеров. Тематика конкурсов решений и сеансов одновременной игры, учет тренировочных выступлений занимающихся. Разбор сыгранных партий, проверка выполнения заданий.

Цели программы

Раскрытие умственного и волевого потенциала личности обучающихся посредством углубленного обучения игре в шашки.

Результат программы

Учащиеся должны знать:

основы шашечной игры;
историю возникновения шашек;
различные тактические приемы игры;
шашечную нотацию;
примеры выигрыша двух против одной.

Учащиеся должны уметь:

играть в шашки;
записывать партию;
разыгрывать простейшие комбинации;
уметь разыгрывать основные дебюты.

Материально-техническая база

Набор шашек-20 шт, шахматная доска - 20 штук, методические пособия -5 штук