"Опыты без взрывов"

В условиях модернизации современного образования в настоящее время приобретает особую актуальность преемственности образования. Особый интерес вызывают предметы естественно-научного цикла, потому что «Естественные науки отличаются от гуманитарных наличием эксперимента, состоящего в активном взаимодействии с изучаемым объектом».

Базовый уровень программы «Опыты без взрывов» предполагает дачу базовых знаний по естественно- научному профилю ; методы исследования, моделирования и эксперимента являются оптимальными для детей данного возраста и помогают реализации деятельности в предметной области; развивают способности самостоятельно действовать, выбирать способ решения задач, развить творческие способности; сформировать устойчивую мотивацию. Программа реализуется для обучающихся имеющих выраженный интерес к содержанию программы, владеющие необходимыми знаниями и компетенциями для освоения ее содержания. Количество часов в неделю: 1 ч.

В процессе реализации программы, обучающиеся погружаются в практики лабораторий естественнонаучного цикла (лаборатория - это учреждение, ведущее экспериментальную научно­-исследовательскую работу, а также помещение, оборудованное для проведения научных, технических и других опытов). По итогам прохождения программы учащиеся научатся работать в команде, малой группе, планировать свою работу. Освоив приемы работы в лаборатории, понятия и термины естественнонаучной и технической областей обучающиеся учатся решать опытным путем естественнонаучные и технические задачи. Обучающиеся вовлеченные в практику деятельности инженера естественнонаучной и технической сферы учатся решать задачи с прикладным смыслом, Учащиеся получают широкий социальный опыт продуктивной деятельности. Таким образом, происходит «подготовка к жизни» и знакомство с основами некоторых профессий.

преподаватели

Колесникова Анна Владимировна, учитель химии.

Содержание программы

Содержание программы.

Модуль 1 "Я биолог"

Образовательная задача модуля: Амурская область - регион, в котором холодный период длится 8-9 месяцев. Людям не хватает солнечного света, тепла и, конечно, витаминов. Витамины можно купить в аптеке, а можно получить из растений.

Учебная задача модуля: Как правильно вырастить растения, чтобы получить от них зимой как можно больше пользы?

Тематические рабочие группы: групповая работа(>5 чел), работа в паре, индивидуальная работа. Форматы: работа над проектом, исследовательские работы, решение проблемы, деловые игры.

1.     «Биология-наука о живой природе»

Введение. Правила ТБ в лаборатории. Растение-живой организм. Органы растения. Жизненные формы растений. Игра-путешествие «Осенний парк».

2.     «Исследовательские работы».

Изготовление гербария. (Используются травянистые растения распространённые в АО). Условия необходимые растениям для нормального роста. Посадка растений. Влияние различных факторов на рост растения (вода, воздух, свет, минеральные соли, состав почвы). 

Вегетативное размножение каланхоэ. Особенности вегетативного размножения хлорофитума и земляники. Пересадка и размножение лекарственных растений (алоэ). Размножение клубнями (картофель) и корнеплодами (морковь, свекла). Проращивание луковиц разных растений.

1.     «Результаты исследований биологической лаборатории»

Творческий семинар.

 

Модуль 2 «Я - естествоиспытатель».

Образовательная задача модуля:

В народе говорят: «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья». Права ли народная мудрость?

Учебная задача модуля: Узнать, как факторы окружающей среды влияют на живой организм?

Тематические рабочие группы: групповая работа(>5 чел), работа в паре, индивидуальная работа. Форматы: работа над проектом, исследовательские работы, решение проблемы, деловые игры.

1.     «Естествоиспытатель-ученый, изучающий природные явления».

Солнце, воздух и вода­ лучшие друзья растений.

2.     «Естественнонаучная лаборатория».

Свойства воды. Растворимость веществ. Вода и растения. Воздух. Состав и свойства воздуха. Свойства воздуха. Влияние количества воздуха на рост растения. Солнце - источник света и тепла. Волны - большие и маленькие. Получение волны (тепловые, световые, звуковые). Влияние световых и звуковых волн на рост растения. Красивое коромысло через реку повисло.

3.     «Результаты исследований естествоиспытателей».

Творческий семинар.

 

Модуль 3 «Я - химик».

Образовательная задача модуля:

Любой живой организм (животный или растительный) можно сравнить с маленьким химическим заводом, на котором постоянно происходить образование и разрушение различных химических веществ.

Учебная задача модуля: Выяснить какие вещества образуются в растениях и какую роль они играют для человека.

Тематические рабочие группы: групповая работа(>5 чел), работа в паре, индивидуальная работа. Форматы: работа над проектом, исследовательские работы, решение проблемы, деловые игры, круглый стол.

1.     «Химия-наука о превращениях».

Химия - наука о веществах. Ознакомление с лабораторным оборудованием. Простейшие операции с веществом

2.     «Экспериментикум».

Обнаружение крахмала в картофеле, хлебе, крупах. Обнаружение жира в орехах, семенах подсолнечника. Обнаружение белка в горохе и фасоли. Обнаружение кислот в лимоне и яблоке. Обнаружение витаминов РР, С, А. Растения-индикаторы. Получение пищевых красителей из растений. Химия на кухне. Природные химические вещества, использующиеся на кухне. Мука. Тесто. Фруктовые кислоты. Уксусная кислота. Свойства и применение. Соль и сахар. Структура и свойства. Самый лучший способ отмыть жирную посуду.

3.     «Химия - наука о превращениях».

Питательные вещества растений (белки, жиры, углеводы, кислоты). «Мои первые исследования в области химии».

 

Модуль 4 «Я - исследователь»

Образовательная задача модуля:

Любая современная лаборатория предполагает наличие программируемых  систем, которые облегчают работу человека и делают её менее опасной.

Тематические рабочие группы: групповая работа(>5 чел), работа в паре, индивидуальная работа. Форматы: работа над проектом, исследовательские работы, решение проблемы, деловые игры, решение задач.

1.     «До чего дошел прогресс...».

Как мыслить исследователю? Структура исследования. Особенности и направления исследовательской деятельности. Общие требования к исследованию. Этапы проведения самостоятельных исследований.

2.     «Конструкторское бюро».

Инструктаж по технике безопасности. Источники информации. Отбор фактического материала. Составление тезисов. Цитирование. Цитаты. Выписки из литературы. Анализ проработанной литературы. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях. Наблюдение и наблюдательность.

 

Цели программы

Цель: формирование технологической компетентности школьника на предметах естественно-научного и технического цикла посредством системно-деятельностного подхода (на примере решения практических задач).

Результат программы

Планируемые результаты.

Образовательные:

Узнают: основы естественнонаучных предметов (биология, химия, физика), их связь друг с другом.

Приобретут: навыки обращения с лабораторным оборудованием, микроскопом.

Предметные:

Освоение моделей, используемых при описании биологических, физических и химических явлений.

Формирование умения работать с микроскопом, лабораторным оборудованием Формирование способностей к исследовательской деятельности

Компетентностные:

Приобретут навыки:

исследовательской деятельности в естественнонаучной сфере. выдвигать гипотезу и находить способы её решения ориентироваться в новой, нестандартной ситуации. планировать этапы своей деятельности. выбирать способы действий в той или иной ситуации.

принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях. организовать рабочее место.

доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.

 

Материально-техническая база

Материально- техническое обеспечение. 

Модуль 1 «Я - биолог».

Наименование
Количество
Микроскоп школьный 40х-1200х
8
Комнатные растения, используемые на занятиях:

•          Хлорофитум;

•          Традесканция;

•          Алоэ древовидный;

•          Аспарагус;

•          Каланхоэ;

•          Колеус;

•          Земляника;

•          Картофель.
6
Пробирки
 
Колбы
24
Стекла предметные
3 упаковки
Шпатели
 
Папки со скоросшивателем
3
Файлы
100
Цифровая лаборатория «Архимед»

Модули:

·       рН-метр

·       колориметр

·       термометр

·       датчик концентрации ионов
1
 

Модуль 2 «Я - естествоиспытатель».

 

Наименование
Количество
Микроскоп школьный 40х-1200х
8
Стеклянные трубки
24
Пробирки
 
Колбы
24
Стекла предметные
3 упаковки
Шпатели
 
Папки со скоросшивателем
3
Файлы
100
Резиновые трубки
24
Воронки
24
Стекла покровные
8 упаковок
Цифровая лаборатория «Архимед»

Модули:

·       рН-метр

·       колориметр

·       термометр

·       датчик концентрации ионов
1
 

Модуль 3 «Я - химик».

 

Наименование
Количество
Фильтровальная бумага
8
Стеклянные трубки
24
Пробирки
 
Колбы
24
Шпатели
 
Папки со скоросшивателем
3
Файлы
100
Резиновые трубки
24
Воронки
24
Пищевые продукты, задействованные в опытах:

·       Мука

·       Сахар

·       Орехи

·       Семечки

·       Пшеница

·       Соль

·       Уксус

·       Горох

·       Фасоль

·       Лимон

·       Яблоко

·       Яйцо

·       Крахмал

·       Каркадэ
 
Жидкое мыло
1
Твердое мыло
1
Средство для мытья посуды
1
Йод
1
Цифровая лаборатория «Архимед»

Модули:

·       рН-метр

·       колориметр

·       термометр

·       датчик концентрации ионов
1
Модуль 4 «Я - исследователь»

 

Наименование
Количество
Фильтровальная бумага
8
Стеклянные трубки
24
Пробирки
 
Колбы
24
Шпатели
 
Микроскоп школьный 40х-1200х
8
Резиновые трубки
24
Воронки
24
Цифровая лаборатория «Архимед»

Модули:

·       рН-метр

·       колориметр

·       термометр

·       датчик концентрации ионов
1