- Главная
- Направления
- Естественнонаучная
- Прочее
- "Опыты без взрывов"
Рекомендуем посмотреть
"Опыты без взрывов"
В условиях модернизации современного образования в настоящее время приобретает особую актуальность преемственности образования. Особый интерес вызывают предметы естественно-научного цикла, потому что «Естественные науки отличаются от гуманитарных наличием эксперимента, состоящего в активном взаимодействии с изучаемым объектом».
Базовый уровень программы «Опыты без взрывов» предполагает дачу базовых знаний по естественно- научному профилю ; методы исследования, моделирования и эксперимента являются оптимальными для детей данного возраста и помогают реализации деятельности в предметной области; развивают способности самостоятельно действовать, выбирать способ решения задач, развить творческие способности; сформировать устойчивую мотивацию. Программа реализуется для обучающихся имеющих выраженный интерес к содержанию программы, владеющие необходимыми знаниями и компетенциями для освоения ее содержания. Количество часов в неделю: 1 ч.
В процессе реализации программы, обучающиеся погружаются в практики лабораторий естественнонаучного цикла (лаборатория - это учреждение, ведущее экспериментальную научно-исследовательскую работу, а также помещение, оборудованное для проведения научных, технических и других опытов). По итогам прохождения программы учащиеся научатся работать в команде, малой группе, планировать свою работу. Освоив приемы работы в лаборатории, понятия и термины естественнонаучной и технической областей обучающиеся учатся решать опытным путем естественнонаучные и технические задачи. Обучающиеся вовлеченные в практику деятельности инженера естественнонаучной и технической сферы учатся решать задачи с прикладным смыслом, Учащиеся получают широкий социальный опыт продуктивной деятельности. Таким образом, происходит «подготовка к жизни» и знакомство с основами некоторых профессий.
преподаватели
Колесникова Анна Владимировна, учитель химии.
Содержание программы
Содержание программы.
Модуль 1 "Я биолог"
Образовательная задача модуля: Амурская область - регион, в котором холодный период длится 8-9 месяцев. Людям не хватает солнечного света, тепла и, конечно, витаминов. Витамины можно купить в аптеке, а можно получить из растений.
Учебная задача модуля: Как правильно вырастить растения, чтобы получить от них зимой как можно больше пользы?
Тематические рабочие группы: групповая работа(>5 чел), работа в паре, индивидуальная работа. Форматы: работа над проектом, исследовательские работы, решение проблемы, деловые игры.
1. «Биология-наука о живой природе»
Введение. Правила ТБ в лаборатории. Растение-живой организм. Органы растения. Жизненные формы растений. Игра-путешествие «Осенний парк».
2. «Исследовательские работы».
Изготовление гербария. (Используются травянистые растения распространённые в АО). Условия необходимые растениям для нормального роста. Посадка растений. Влияние различных факторов на рост растения (вода, воздух, свет, минеральные соли, состав почвы).
Вегетативное размножение каланхоэ. Особенности вегетативного размножения хлорофитума и земляники. Пересадка и размножение лекарственных растений (алоэ). Размножение клубнями (картофель) и корнеплодами (морковь, свекла). Проращивание луковиц разных растений.
1. «Результаты исследований биологической лаборатории»
Творческий семинар.
Модуль 2 «Я - естествоиспытатель».
Образовательная задача модуля:
В народе говорят: «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья». Права ли народная мудрость?
Учебная задача модуля: Узнать, как факторы окружающей среды влияют на живой организм?
Тематические рабочие группы: групповая работа(>5 чел), работа в паре, индивидуальная работа. Форматы: работа над проектом, исследовательские работы, решение проблемы, деловые игры.
1. «Естествоиспытатель-ученый, изучающий природные явления».
Солнце, воздух и вода лучшие друзья растений.
2. «Естественнонаучная лаборатория».
Свойства воды. Растворимость веществ. Вода и растения. Воздух. Состав и свойства воздуха. Свойства воздуха. Влияние количества воздуха на рост растения. Солнце - источник света и тепла. Волны - большие и маленькие. Получение волны (тепловые, световые, звуковые). Влияние световых и звуковых волн на рост растения. Красивое коромысло через реку повисло.
3. «Результаты исследований естествоиспытателей».
Творческий семинар.
Модуль 3 «Я - химик».
Образовательная задача модуля:
Любой живой организм (животный или растительный) можно сравнить с маленьким химическим заводом, на котором постоянно происходить образование и разрушение различных химических веществ.
Учебная задача модуля: Выяснить какие вещества образуются в растениях и какую роль они играют для человека.
Тематические рабочие группы: групповая работа(>5 чел), работа в паре, индивидуальная работа. Форматы: работа над проектом, исследовательские работы, решение проблемы, деловые игры, круглый стол.
1. «Химия-наука о превращениях».
Химия - наука о веществах. Ознакомление с лабораторным оборудованием. Простейшие операции с веществом
2. «Экспериментикум».
Обнаружение крахмала в картофеле, хлебе, крупах. Обнаружение жира в орехах, семенах подсолнечника. Обнаружение белка в горохе и фасоли. Обнаружение кислот в лимоне и яблоке. Обнаружение витаминов РР, С, А. Растения-индикаторы. Получение пищевых красителей из растений. Химия на кухне. Природные химические вещества, использующиеся на кухне. Мука. Тесто. Фруктовые кислоты. Уксусная кислота. Свойства и применение. Соль и сахар. Структура и свойства. Самый лучший способ отмыть жирную посуду.
3. «Химия - наука о превращениях».
Питательные вещества растений (белки, жиры, углеводы, кислоты). «Мои первые исследования в области химии».
Модуль 4 «Я - исследователь»
Образовательная задача модуля:
Любая современная лаборатория предполагает наличие программируемых систем, которые облегчают работу человека и делают её менее опасной.
Тематические рабочие группы: групповая работа(>5 чел), работа в паре, индивидуальная работа. Форматы: работа над проектом, исследовательские работы, решение проблемы, деловые игры, решение задач.
1. «До чего дошел прогресс...».
Как мыслить исследователю? Структура исследования. Особенности и направления исследовательской деятельности. Общие требования к исследованию. Этапы проведения самостоятельных исследований.
2. «Конструкторское бюро».
Инструктаж по технике безопасности. Источники информации. Отбор фактического материала. Составление тезисов. Цитирование. Цитаты. Выписки из литературы. Анализ проработанной литературы. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях. Наблюдение и наблюдательность.
Цели программы
Цель: формирование технологической компетентности школьника на предметах естественно-научного и технического цикла посредством системно-деятельностного подхода (на примере решения практических задач).
Результат программы
Планируемые результаты.
Образовательные:
Узнают: основы естественнонаучных предметов (биология, химия, физика), их связь друг с другом.
Приобретут: навыки обращения с лабораторным оборудованием, микроскопом.
Предметные:
Освоение моделей, используемых при описании биологических, физических и химических явлений.
Формирование умения работать с микроскопом, лабораторным оборудованием Формирование способностей к исследовательской деятельности
Компетентностные:
Приобретут навыки:
исследовательской деятельности в естественнонаучной сфере. выдвигать гипотезу и находить способы её решения ориентироваться в новой, нестандартной ситуации. планировать этапы своей деятельности. выбирать способы действий в той или иной ситуации.
принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях. организовать рабочее место.
доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.
Материально-техническая база
Материально- техническое обеспечение.
Модуль 1 «Я - биолог».
Наименование
Количество
Микроскоп школьный 40х-1200х
8
Комнатные растения, используемые на занятиях:
• Хлорофитум;
• Традесканция;
• Алоэ древовидный;
• Аспарагус;
• Каланхоэ;
• Колеус;
• Земляника;
• Картофель.
6
Пробирки
Колбы
24
Стекла предметные
3 упаковки
Шпатели
Папки со скоросшивателем
3
Файлы
100
Цифровая лаборатория «Архимед»
Модули:
· рН-метр
· колориметр
· термометр
· датчик концентрации ионов
1
Модуль 2 «Я - естествоиспытатель».
Наименование
Количество
Микроскоп школьный 40х-1200х
8
Стеклянные трубки
24
Пробирки
Колбы
24
Стекла предметные
3 упаковки
Шпатели
Папки со скоросшивателем
3
Файлы
100
Резиновые трубки
24
Воронки
24
Стекла покровные
8 упаковок
Цифровая лаборатория «Архимед»
Модули:
· рН-метр
· колориметр
· термометр
· датчик концентрации ионов
1
Модуль 3 «Я - химик».
Наименование
Количество
Фильтровальная бумага
8
Стеклянные трубки
24
Пробирки
Колбы
24
Шпатели
Папки со скоросшивателем
3
Файлы
100
Резиновые трубки
24
Воронки
24
Пищевые продукты, задействованные в опытах:
· Мука
· Сахар
· Орехи
· Семечки
· Пшеница
· Соль
· Уксус
· Горох
· Фасоль
· Лимон
· Яблоко
· Яйцо
· Крахмал
· Каркадэ
Жидкое мыло
1
Твердое мыло
1
Средство для мытья посуды
1
Йод
1
Цифровая лаборатория «Архимед»
Модули:
· рН-метр
· колориметр
· термометр
· датчик концентрации ионов
1
Модуль 4 «Я - исследователь»
Наименование
Количество
Фильтровальная бумага
8
Стеклянные трубки
24
Пробирки
Колбы
24
Шпатели
Микроскоп школьный 40х-1200х
8
Резиновые трубки
24
Воронки
24
Цифровая лаборатория «Архимед»
Модули:
· рН-метр
· колориметр
· термометр
· датчик концентрации ионов
1