Программа "Волейбол"

Дополнительная общеразвивающая программа «Волейбол» направлена на физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее одаренных детей и подростков, создание условий для прохождения спортивной подготовки, а также на развитие творческой личности, получение начальных знаний в области физической культуры и спорта.

Программа составлена на основе законодательных  и нормативно-правовых документов (перечень представлен в разделе 2.3.).

Программа «Волейбол» составлена для спортивно-оздоровительных групп, имеет базовый уровень освоения материала.

Актуальность программы. Программа разработана с учетом современных нормативных требований в системе дополнительного образования. Она позволяет удовлетворить социальный заказ, так как игра в  волейбол обеспечивает простоту и доступность для широких масс потребителей образовательной услуги. Занятия волейболом позволяют регулировать физические и психические нагрузки на организм человека в зависимости от возраста, физического развития и состояния здоровья.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что,  с учетом имеющейся материально-технической базы школы, она позволяет проводить занятия в различных игровых формах. Разнообразие форм и методов проведения оздоровительных занятий обеспечивает разностороннее развитие детей, улучшает эмоциональный фон тренировочной обстановки и способствует достаточному усвоению материала. 

преподаватели

Смолякова Ольга Сергеевна, учитель физической культуры

Содержание программы

Теоретическая подготовка: 

Влияние физических упражнений на организм человека

Личная гигиена школьного возраста при занятиях спортом

Значение закаливания в укреплении  детского и подросткового здоровья

Методика построения рационального режима дня

Оказания первой помощи  при травмах и ушибах

Общая физическая подготовка  волейболистов

Упражнения на все группы мышц для тренировки дома

Упражнения со спортивным инвентарём для тренировки дома

Совершенствования верхней передачи мяча в волейболе

Совершенствования нижней передачи мяча в волейболе

Совершенствования нижней прямой подачи

Совершенствования боковой подачи

Техника безопасности и правила игры в волейболе

Основные ошибки и нарушения в волейболе

Инвентарь и экипировка в волейболе

Самоконтроль. Субъективные и объективные показатели

Общая физическая подготовка (ОФП):

 Упражнения на развитие подвижности в суставах рук и ног: вращения в лучезапястных, локтевых, плечевых суставах, сгибание и разгибание стоп ног

 Повороты, наклоны и вращения туловища в различных направлениях

 Из положения виса на гимнастической стенке подъём согнутых и прямых в коленях ног до прямого угла ног по отношению к туловищу

 Упражнения для развития подвижности в тазобедренных суставах

 Строевые упражнения

 Общеподготовительные координационные и развивающие упражнения

 Прыжки

 Переползания

 Упражнения без предметов       

 Комплексы утренней гигиенической гимнастики

 Упражнения с предметами

 Упражнения на гимнастических снарядах и тренажёрах

 Акробатические упражнения

 Метания

 Спортивные игры

 Подвижные игры и эстафеты

Специальная физическая подготовка (СФП):

Упражнения, развивающие быстроту ответных действий

Упражнения для прыгучести

Упражнения для развития качеств, необходимых при приеме и передаче мяча

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подачи

Упражнения   для   развития   качеств,   необходимых   при   выполнении нападающего удара

Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании

Техническая и тактическая подготовка:

 Техника   нападения

 Действия   без    мяча

 Перемещения и   стойки: стартовая стойка (исходные положения), ходьба, бег, перемещения приставными шагами: лицом, правым, левым боком, вперед, двойной шаг вперед; сочетание способов перемещений
 Действия   с мячом

 Передачи мяча сверху двумя руками, с собственного подбрасывания, с набрасывания партнера; в различных   направлениях на месте и после перемещения; передачи в парах; отбивание мяча через сетку в непосредственной близости от нее; отбивание мяча с собственного подбрасывания; отбивание мяча подброшенного партнером; с места и после приземления

 Подача мяча: нижняя прямая; подача в   стенку; подача через сетку из-за  лицевой линии; подача нижняя боковая

 Нападающие удары: прямой нападающий удар сильнейшей   рукой (овладение режимом разбега, прыжок вверх толчком двух ног: с места, 1,2,3 шагов разбега, удар кистью по мячу)

 Техника защиты

 Действия без мяча. Перемещения   и стойки: стартовая стойка (исходное положение), основная   стойка; ходьба, бег, перемещаясь лицом вперед; перемещения приставными шагами лицом вперед, боком; остановка шагом

 Действия с мячом: прием   мяча сверху двумя руками: отскочившего от   стены, после броска через сетку, от нижней   подачи; прием   снизу двумя руками: отбивание мяча наброшенного партнером -  на месте и после перемещений

 Тактика нападения

 Индивидуальные   действия: выбор   места   для выполнения нижней подачи; выбор места   для   второй   передачи и зоне

  Групповые действия: взаимодействие   игроков передней линии: игрока зоны 4 с игроком зоны 3, игрока зоны 2 с игроком зоны 3 (при первой передаче);взаимодействия игроков зон 6,5 и 1 с игроком зоны 3
 Командные   действия: прием нижней   подачи   и первая передача в   зону 3;прием нижней подачи и вторая   передача игроку, к которому передающий обращен лицом

 Тактика защиты, выбор места   при приеме нижней подачи; расположение   игроков при приеме подачи, когда вторую передачу
выполняет игрок зоны 3

Контрольные упражнения и соревнования:

 Участие во внутришкольных, районных, межрайонных, региональных соревнованиях, товарищеских встречах

 Сдача контрольных нормативов по общей физической подготовке и технике игры в волейбол

Цели программы

Создание и обеспечение условий для всесторонней физической подготовки обучающихся и обучения приёмам техники и тактики игры в волейбол

 

Результат программы

Планируемые результаты:

-   формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;

-  развитие физических качеств (выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей);

-   освоение основ техники и тактики по виду спорта волейбол;

-   отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта «волейбол».

 

 

Материально-техническая база

Материально-технические условия:

- наличие специально оборудованных помещений (спортивного зала, тренажерных залов, волейбольной площадки на стадионе) соответствующих нормам СанПиН

- наличие оборудования, спортивного инвентаря, спортивной экипировки

Педагогические условия:

- учет индивидуальных и возрастных особенностей подростков в использовании форм, средств и способов реализации программы объединения «волейбол»

- соблюдение единства педагогических требований во взаимоотношениях с подростками

- создание условий для развития воспитанника и его способностей

Методические условия:

- наличие необходимой документации (учебный журнал, локальные акты, регламентирующие деятельность образовательного учреждения)

- наличие образовательной программы по виду спорта, календарно-тематического планирования для спортивно-оздоровительн6ой группы

Кадровое обеспечение

Тренер-преподаватель имеет профессиональное педагогическое образование по специальности «Физическая культура и спорт», имеет знания игры в волейбол, владеет информационно-коммуникационными технологиями.

Информационное обеспечение программы представлено списком информационных интернет-ресурсов, литературы для тренеров-преподавателей, обучающихся и родителей в разделе 2.4.

Методическое обеспечение программы:

Образовательный процесс включает в себя:

Словесные методы (беседы, обсуждения), наглядные методы (разбор тактических действий, просмотр игр).

Для стимулирования и мотивации деятельности обучающихся используются: эмоциональные методы (поощрение, порицание, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание), познавательные методы (познавательный интерес, творческие задания), волевые методы (предъявление учебных требований, прогнозирование деятельности), социальные методы (работа в команде, заинтересованность в результатах).

Дидактические материалы: правила игры в волейбол, правила судейства.

Методические рекомендации: по организации безопасного ведения двусторонней игры, по организации подвижных игр с волейбольным мячом, инструкции по охране труда и технике безопасности.