Эколаб

Реализация данной программы будет способствовать преодолению разрыва между знаниями, сознанием и деятельностью, что реализуется через деятельностный подход к химическому образованию. Приоритетными формами организации занятий являются практические занятия, экспериментальные и лабораторные исследования. Это позволяет сформировать у учащихся навыки постановки эксперимента. В ходе реализации программы учащиеся получат возможность лучше понимать основные законы и теории химии, применять их при решении практических, исследовательских и расчетных задач, а также использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; безопасного обращения с горючими и токсическими веществами, лабораторным оборудованием; приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве.

преподаватели

Гантимурова Надежда Михайловна

Содержание программы

Введение
Организационное занятие (Т.Б. знакомство с оборудованием, кабинетом). Практическое занятие «Правила и приемы работы в химической лаборатории. Техника лабораторных работ»
Мониторинг атмосферного воздуха

 
Температура воздуха. Шумовое загрязнение. Ионизирующее излучение. Состав атмосферы, теория происхождения современной атмосферы.Концентрация атмосферного кислорода. Углекислый газ, выхлопные газы. Парниковые газы, принцип действия. Концентрация угарного газа. Вещество, физические свойства веществ. 

Чистые веществ а и смеси. Способы разделения смесей.

 Практическая работа «Способы разделения смесей».
Мониторинг водной среды

 
Температура. Концентрация минеральных веществ. Кислотность. Концентрация хлорид-ионов. Концентрация нитрат- ионов. Содержание растворенного кислорода. Мутность. Содержание ионов тяжелых металлов. Основные виды загрязнений гидросферы и их источники. 

Практическая работа  «Определение мутности воды»

 

Практическая работа  «Определение концентрации хлорид -ионов»

Практическая работа «Определение концентрации нитрат -ионов»
Экологический мониторинг осадков

 
Профотбор.   Отбор проб свежевыпавших осадков. Отбор проб со всей толщи снежного покрова.

Отбор проб  снежного покрова на автомобильных дорогах. Проведение измерений.   Кислотность. Концентрация минеральных веществ.  Концентрация хлорид - ионов. Концентрация нитрат- ионов. Концентрация тяжелых металлов. Основные виды загрязнений атмосферы и их источники ионного обмена.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислители и восстановители.

Практическое занятие «Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса, водорода цинком  в растворе соляной кислоты».

Практическое занятие «Реакция обмена между карбонатом кальция и соляной кислотой, хлоридом бария и серной кислотой», «Реакция разложения гидроксида меди (II)».
Экология человека
Понятие о главных биогенных элементах. Макро- и микроэлементы. Закономерности распространения элементов в живой природе. Потребность организмов в химических элементах. Биогеохимический круговорот веществ в природе — основа сохранения равновесия биосферы. Масштабы обмена веществ в живой природе. Пластические и энергетические вещества. Биологически активные соединения, их роль в жизни человека, животных и растений. Роль белков в построении и функционировании живых систем. Понятие о протеоме и протеомике. Аминокислотный состав белков. Понятие о протеиногенных аминокислотах. Способ связи аминокислот в белковой молекуле. Пептиды. Лабораторные работы 1. Определение среды растворов аминокислот. 2. Определение изоэлектрической точки желатины. 3. Определение температуры плавления аминокислот. 4. Влияние температуры на свойства белков. 5. Влияние изменения рН на свойства белков. 6. Цветные реакции на белки

Принципы классификации ферментов.

Термолабильность ферментов. История открытия витаминов. Роль витаминов в питании человека и животных. Авитаминозы, гиповитаминозы, гипервитаминозы. Соотношение витаминов и коферментов. Витамерия. Жирорастворимые витамины. Витамин А и его участие в зрительном акте. Витамины D, К и Е и их роль в обмене веществ. Водорастворимые витамины. Витамины В1, В2, В5, В6, В12, их значение в обмене веществ. Витамин С (аскорбиновая кислота).

Лабораторные работы 1. Качественная реакция на витамин А. 2. Количественное определение витамина Р в чае

История открытия и изучения нуклеиновых кислот, их химический состав. Характеристика пуриновых и пиримидиновых оснований, входящих в состав нуклеиновых кислот. Два типа нуклеиновых кислот: дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) и рибонуклеиновая кислота (РНК). Лабораторные работы 1. Выделение нуклеопротеинов из дрожжей. Классификация углеводов Лабораторные работы 1. Цветные реакции на крахмал. 2. Качественные реакцию на моно- и дисахариды

Общая характеристика и классификация липидов. Лабораторные работы 1. Определение температуры плавления и затвердевания жиров. 2. Эмульгирование жиров
Экологический мониторинг почвы и биоты

 
Отбор и подготовка почвенных проб. Приготовление почвенного раствора.

Приготовление почвенной вытяжки. Проведение измерений. Отбор и подготовка проб биоты. Проведение измерений. Проведение измерений кислотности лишайников. Проведение измерений мощности экспозиционный дозы лишайников.

Озоновый слой и его значение для жизни на Земле. Защита атмосферы от загрязнения.

Цели программы

Цель программы:

-познакомить учащихся с основными методами и приемами анализа веществ

-формирование у обучающихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков для проведения эксперимента.

 

Задачи:

1. Образовательные:

 · формирование у обучающихся знаний о современных методах химического анализа, устройстве и работе химической лаборатории;

 · формирование общественно-ценных мотивов выбора профессии химического профиля, выявление и развитие способностей у обучающихся;

 · формирование самых необходимых знаний, умений и навыков по работе с лабораторным химическим оборудованием и методам химического анализа.

 2. Воспитательные:

· развитие профессионально важных качеств личности, воспитание культуры поведения, дисциплинированности, аккуратности, собранности, требовательности и честности по отношению к себе и другим, ответственного отношения к своей жизни и здоровью, а также жизни и здоровью окружающих;

· воспитание эстетической культуры, культуры речи через подготовку и представление докладов, решение ситуационных задач;

 · формирование системы нравственных межличностных отношений, культуры общения, умение работать в группах через работу над проектами;

 · формирование взаимопонимания и эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

3. Развивающие:

· дополнение знаний и умений обучающихся в вопросах химии с целью расширения их кругозора;

 · успешное овладевание общеучебными умениями и навыками.

Результат программы

   Личностные результаты:

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

• определение мотивации изучения учебного материала;

•оценивание усваиваемого учебного материала, исходя из социальных и личностных ценностей;

• повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к изучению основных исторических событий, связанных с историей развития химии и общества;

 • знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях;

 • оценивание социальной значимости профессий, связанных с химией;

 • владение правилами безопасного обращения с химическими веществами и оборудованием, проявление экологической культуры.