финансовая грамотность

Финансовая грамотность (англ. Financial literacy) — сочетание осведомленности, знаний, навыков, установок и поведения, связанных с финансами и необходимых для принятия разумных финансовых решений, а также достижения личного финансового благополучия; набор компетенций человека, которые образуют основу для разумного принятия финансовых решений. Считается, что развитие финансовой грамотности дает возможность поддерживать и улучшать финансовое благополучие.

преподаватели

Пономарева Татьяна Николаевна, учитель начальных классов, 1 категории

Содержание программы

Содержание программы

Что такое деньги и откуда они взялись (9 часов).

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.

Основные понятия

Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.

Компетенции

• Объяснять причины и приводить примеры обмена.

• Объяснять проблемы, возникающие при обмене.

• Описывать свойства товарных денег.

• Приводить примеры товарных денег.

• Приводить примеры первых монет.

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (8 часов).

Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет

от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.

Основные понятия

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.

Компетенции

• Объяснять, почему появились монеты.

• Описывать купюры и монеты.

• Сравнивать металлические и бумажные деньги.

• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Какие деньги были раньше в России (7 часов).

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.

Основные понятия

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.

Компетенции

• Описывать старинные российские деньги.

• Объяснять происхождение названий денег.

Современные деньги России и других стран (10 часов).

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.

Основные понятия

Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.

Компетенции

• Описывать современные российские деньги.

• Решать задачи с элементарными денежными расчётами.

• Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.

• Приводить примеры иностранных валют.

Цели программы

Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают:

• развитие основ экономического образа мышления;

•  воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;

•  развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в семье;

• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, а также для выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Результат программы

Планируемые результаты

Предметные результаты
Личностные результаты
Метапредметные результаты 
• понимание и правильное использование экономических терминов;

• представление о роли денег в семье и обществе;

• умение характеризовать виды и функции денег;

• знание источников доходов и направлений расходов семьи;

• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

• проведение элементарных финансовых расчётов

 

 
• о осознание себя как члена семьи, общества и  государства    ;

•  овладение начальными навыками в мире   финансовых отношений;

• развитие самостоятельности и осознание ответственности за свои поступки;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и   реальных экономических ситуациях.

 
познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование  различных  способов  поиска,  сбора,  обработки, анализа и представления информации;

• овладение  логическими  действиями  сравнения,  обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• составление простых планов с помощью учителя;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• умение слушать собеседника и вести диалог;

• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

 

Особые условия проведения

-

Материально-техническая база

мультимедийный проектор, обучающие игры, ПК