"Шахматное мышление"

Направленность образовательной программы – физкультурно-спортивная. Новизной данной образовательной программы является выработка системы общих требований проведения квалификационных турниров для групп детей с одинаковой степенью подготовленности с учетом их возраста, введение дополнительных разрядных уровней с дифференциацией силы игры участников одного уровня. Это обусловлено потребностью в преодолении существующих противоречий между постоянным снижением возрастного порога участников шахматных турниров и соревнований с одной стороны, и установленных разрядных норм, требований, условий их выполнения, ориентированных на взрослых шахматистов с другой.

Отличительной особенностью данной программы является включение в теоретическую часть следующих блоков:

- о турнирных правилах;

- о специфических игровых ситуациях на соревнованиях;

- об основных правилах судейства;

- о работе с современными техническими устройствами (электронными часами).

В итоге использование полученных знаний позволяет усилить спортивную составляющую обучения, и как следствие, повысить мотивацию к теоретическим занятиям. Значительно повышается общая эффективность занятий.

Адресат программы - организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям обучающихся 2-11 классов.  Все задания соответствуют по сложности возрастным особенностям детей.

Актуальность и педагогическая целесообразность создания данной образовательной программы обусловлена наличием у детей стремления к всевозможным играм и состязаниям, связанным с некими переживаниями, новыми ситуациями, преодолением трудностей, достижением успеха. Удовлетворению перечисленных потребностей в полной мере может содействовать игра в шахматы. «Шахматные баталии» используются также для решения педагогических задач. Во-первых, соревнования связаны с преодолением своих страхов (неуверенности в собственных силах, как умственных, так и физических и т.п.), что позволяет корректировать волевую сферу детей. Во-вторых, игра предусматривает работу в команде и активное коммуникативное взаимодействие участников, что дает возможность формировать у детей навыки делового общения. В-третьих, игра предполагает острые эмоциональные переживания участников и позволяет педагогически воздействовать на сферу саморегуляции детей.

Усиление роли квалификационных турниров дает возможность более квалифицированно подойти к вовлечению учащихся в творческо-поисковый процесс, к поддержанию творческой среды, к обеспечению возможности самореализации учащихся, вывести детей и педагогов на новый уровень сотрудничества.

 

преподаватели

Педагог дополнительного образования Бояринов Василий Александрович

Содержание программы

Введение

Правила поведения в кабинете шахмат.

Сказка о шахматной игре.

 

Тема 1. Сущность игры в шахматы.

Порядок шахматных ходов.

Начальная позиция фигур на шахматной доске.

Расположение шахматной доски.

Шахматные фигуры.

Практическая часть:

правильная расстановка фигур на доске;

передвижение фигур на индивидуальных досках;

игры на быстроту расстановки фигур;

проговаривание полей доски.

 

Тема 2. Ходы шахматных фигур.

Как должны выполняться ходы.

Поправление при своем ходе расположения фигур на их полях.

Порядок взятия фигур.

Намеренное касание фигур на шахматной доске.

Окончание хода – отрывание партнером руки от фигуры.

Правила выполнения рокировки.

Касание короля и ладьи.

Практическая часть:

разыгрывание кусочков позиций;

игра на шахматных досках полным комплектом фигур.

 

Тема 3. Завершение игры.

Возможность завершения игры: проигрыш.

Цель каждого игрока - поставить мат.

Заявление о сдаче.

Возможность завершения игры: ничья.

Присуждение ничьей.

Отсутствие возможности поставить мат королю партнера любой серией возможных ходов: «мертвая позиция».

Соглашение между двумя партнерами.

Практическая часть:

разыгрывание позиций;

разыгрывание шахматных партий;

разбор ошибок противника.

 

Тема 4 Основы записи.

Необходимость записи.

Стандартные обозначения. Название фигур.

Шахматные поля. Диагонали, вертикали, горизонтали.

Диаграмма.

Порядок записи ходов.

Полная и краткая нотация.

Практическая часть:

разыгрывание шахматных партий с записью;

участие в квалификационном турнире;

разбор ошибок противника.

Квалификационный турнир.

Практическая часть:

проведение турниров с дифференциацией силы игры участников одного уровня.

Итоговое занятие.

Ответы на вопросы по пройденному курсу теории.

Практическая часть:

подведение итогов турнира.

 

 

Цели программы

Цель образовательной программы – создание условий для выявления и развития творческих способностей обучаемых, формирования психологически устойчивой личности.

 

Результат программы

К концу обучения учащиеся должны

знать:

· правила шахматной игры;

· шахматную нотацию;

· порядок записи ходов партии и их отличия от записи позиций;

· цель шахматной партии;

· поля шахматной доски;

· все об игре с механическими и электронными часами;

· об игре с шахматными часами, о времени, отведенном на партию;

· правила обращения к арбитру на турнире и последствия нарушения этих правил;

· простейшие тактические приёмы;

· способы нападения и защиты;

· законы развития фигур в начале партии;

· законы элементарного эндшпиля;

· значение материального преимущества;

· все возможные специфические нарушения противника в процессе игры;

· методы борьбы со связками;

· методы использования небольшого материального перевеса.

 

уметь:

· разыграть партию с противником;

· расставлять позиции на шахматной доске;

· нападать и съедать фигуры противника;

· довести партию до логического окончания;

· ставить простые маты;

· использовать правило «взялся - ходи»;

· самостоятельно работать с шахматной доской;

· правильно вести диалог с арбитром;

· полностью записывать шахматную партию;

· грамотно откладывать или заканчивать партию;

· фиксировать падение «флажка» и результат партии;

· правильно предлагать ничью;

· использовать временные ошибки противника;

· регистрировать «невозможный» ход;

· правильно рассчитывать время в шахматной партии;

· правильно завершить партию;

· отслеживать турнирные результаты;

· использовать небольшой материальный перевес;

· совершать в уме простые действия (мысленный расчёт на три-четыре хода);

· предполагать вероятный ответный план противника.

 

быть:

· внимательным, любознательным;

· выдержанным, психологически устойчивым во время партии;

· дружелюбным во время игры, уважительным и справедливым по отношению к сопернику;

· целенаправленным - стремиться довести партию до победы;

· сосредоточенным, целеустремленным при игре партии;

· настойчивым при стремлении к поставленной цели;

· настойчивым в отстаивании прав игрока.

 

Особые условия проведения

- материально-технические: Кабинет для учебных занятий.

Учебное оборудование: шахматные доски.

Материально-техническая база

- материально-технические: Кабинет для учебных занятий.

Учебное оборудование: шахматные доски.