"Школа профессионального самоопределения" МОУ СОШ № 1

Мир профессий широк и многообразен. Некоторые профессии перестают быть актуальными, востребованными, появляется множество новых профессий, расширяются функции существующих.

В школьном возрасте, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, важно расширять представления обучающегося об огромном разнообразии сфер деятельности. Очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем обучающийся мог анализировать профессиональное разнообразие более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Предлагаемая программа профориентации помогает сделать оптимальный выбор через ситуации профессионального самоопределения. Профориентационные занятия могут содействовать осмысленному выбору подростком своего профессионального пути.

Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Обучающиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Программа «Школа профессионального самоопределения» помогает расширить представления обучающих о мире профессий и научить их исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

преподаватели

Череш Елена Владимировна

Содержание программы

1. Вводное занятие (2ч.)

Организация набора группы. Знакомство с расписанием, медицинскими требованиями, программой первого года обучения, требованиями к участникам объединения. Знакомство с правилами поведения на занятиях, техники безопасности и дорожного движения (безопасность на занятиях, прогулке, экскурсиях). 

2. Что я знаю о профессиях? (4ч.)

Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.  Составление словаря профессий.

3. Профессии разные нужны, профессии разные важны (4ч.)

Разнообразие мира профессий. Профессии будущего. Знакомство с альманахом «Атлас новых профессий». Примерки выбранной профессии из альманаха «Атлас новых профессий».

4.Профессиональная история семьи (4ч.)

 Семья в жизни человека. Влияние семьи на выбор профессионального маршрута. Проектирование совместно с родителями своего профессионального будущего.

5.Психология личности (4 ч.)

Внутренний мир человека и возможности его самопознания. Типы темперамента. Эмоции в жизни человека. Формы и виды эмоциональных состояний, их влияние на профессиональную деятельность. Стресс и дистресс. Умение контролировать свое поведение. Позитивное мышление и жизненные ценности. Что такое психодиагностика, как она помогает в выборе профессии. Диагностика уровня личностной и реактивной тревожности по методике Ч. Д. Спилбергер  «Шкала самооценки». Игры «Десять шагов уверенности в себе, тест Баса-Дарки, модификация Резапкиной Г.В. «Эмоции»

6.Мои задатки, интересы и склонности или как развивать свои способности (4 ч.)

Требования к работнику: профессионализм, ответственность, коммуникабельность. Умение конструктивно разрешать конфликты. Изучение коммуникативных и организаторских способностей по методике “КОС Схема видов мышления человека. Перечень профессий, предъявляющий высокие требования к образному мышлению человека. Упражнения на развитие образного мышления.

7.Встреча с интересными людьми (6ч.)

Встреча с интересными людьми разных профессий: врачами, учителями, деятелями культуры, ветеринарами, инженерами, электриками, спортсменами и т.д.

8. Экскурсии на производство и в учреждения (6ч.)

Экскурсии в детский сад, в детскую юношескую библиотеку, по заводам и предприятиям, посещение предприятий малого и среднего бизнеса.

9.Тип профессии «Человек- человек» (4ч.)

Понятие профессии, специальности, специализации, квалификации; содержание, характер, процесс и условия труда; понятие профессиограммы. Основные правила работы с профессиограммами, викторина «Профессии, которые мне подходят», игра «Ассоциация», «Угадай профессию», классификация профессий, формула профессии «Человек-человек»,

 

10.Тип профессии «Человек –художественный образ» (4ч.)

Понятие профессии, специальности, специализации, квалификации; содержание, характер, процесс и условия труда; классификация профессий, формула профессии «Человек- художественный образ» Викторина        «Профессии,         которые       мне подходят», игра «Ассоциация», «Угадай профессию».

 

11.Тип профессии «Человек – техника» (4ч.)

Понятие        профессии,         специальности, специализации, квалификации; содержание, характер, процесс и условия труда; классификация профессий, формула профессии «Человек- техника». Викторина «Профессии, которые мне подходят», игра «Ассоциация», «Угадай профессию»

12.Тип профессии «Человек – знаковая система» (4 ч.)

Понятие профессии, специальности, специализации, квалификации; содержание, характер, процесс и условия труда; классификация профессий, формула профессии «Человек- знаковая система». Викторина «Профессии, которые мне подходят», игра «Ассоциация», «Угадай профессию».

 

13. «Здоровье и выбор профессии» (4ч.)

Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима работы. Работа с «Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда.

14. Человек на рынке труда. Ошибки в выборе профессии. (4 ч.)

 Личный профессиональный план. Ответы на вопросы: какие три специальности относятся к одной профессии? К какой профессии относятся следующие специальности: хирург, стоматолог, терапевт, невропатолог? Распределение профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам (предлагается перечень профессий). Понятие «Портфолио». Структура портфолио. 

15.Неисчерпаемость человеческих возможностей, ведущих к профессиональному успеху (14ч.)

Творческое отношение к собственной жизни. Целеустремленность в преодолении жизненных сложностей при устройстве своей профессиональной судьбы. Программа и средства самовоспитания.

Цели программы

Актуализировать процесс профессионального самоопределения обучающихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда.

Результат программы

Личностные:

-                                                   основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда,

-                                                осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-                                                      положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

-                                               целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

-                                                    самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

-                                                   понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

-                                                  готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Метапредметные:

- умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, работать по предложенному педагогу плану;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков);

- уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

-                                                совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-                                                 учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные:

-                                                   уметь самостоятельно готовить развернутое описание профессии, определить способности, которые необходимы данной профессии, и подобрать задания для проверки этих способностей.

-                                                  описывать признаки предметов, профессий и узнавать предметы и профессии по их признакам,

-                                                             осуществлять поисково-аналитическую деятельность для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении учебных предметов, способность добывать новую информацию из различных источников,

-                                                  иметь представление о профессионально значимых способностях и личностных качествах, представления о мире профессий.

Особые условия проведения

Особых условий нет

Материально-техническая база

Занятия по образовательной программе «Школа профессионального самоопределения» проводятся в кабинете, полностью соответствующем всем требованиям СанПиН. Для реализации программы в полном объеме необходимо наличие следующего:

1.Парты.

2.Стулья .

3.Ученическая доска.

5. Проектор

6.Ноутбук

7.Принтер.