Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.
В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не только ученик, но и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе деятельности самого ученика, который оказывается субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и организатором своих знаний. Ученик с помощью педагога может выступать в роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности.
преподаватели
Викторенко М.
Содержание программы
1. Введение (2 часа).
2.Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы (16 часов).
3.Шахматы – спорт, наука, искусство - (16 часов).
4. Простейшие схемы достижения матовых ситуаций.(14 часов).
5. Тактика, эндшпиль (12 часов).
6. Дебют (7 часов).
7. Заключительное занятие. (1 часа)
Цели программы
Создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Результат программы
Обучающиеся должны знать:
- правила техники безопасности при проведении мероприятий и турниров;
- правила игры в шахматы;
- права и обязанности игрока;
- иметь представление об истории и происхождении шахмат;
- основные понятия о тактике, дебюте, миттельшпиле и стратегии.
- знание основных видов соревнований;
- знание основных стратегических идей, защиты двух коней, дебюта четырех коней, шотландской партии, русской партии;
- знание основных тактических ударов и приемов;
- знание испанских и итальянских шахматистов 16-17 веков;
- знание форм и методов тренировки шахматистов;
Обучающиеся должны уметь:
- применять указанные знания на практике;
- концентрировать внимание, ценить время;
- играть в шахматы с удовольствием;
- работать в группе;
- уметь анализировать собственные партии, решать позиции.
В ходе реализации программы предполагается развитие у обучающихся следующих личностных качеств:
- познавательный интерес;
- усидчивость, внимательность;
-умение впитывать информацию;
- стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Особые условия проведения
Обучающиеся должны уметь работать в группах, уметь решать логические задачи
Материально-техническая база
Материально-технические условия: для эффективной реализации программы необходима материально-техническая база:
1. Учебный кабинет, соответствующий требованиям:
- Постановлением Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- (температура 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха в пределах 40-60 %, оснащенный раковиной с подводкой воды, мебель, соответствующая возрастным особенностям детей 7-17 лет);
- ТБ, пожарной безопасности.
- помещение, укомплектованное стандартным учебным оборудованием и мебелью (столы, стулья, шкафы, электрообеспечение, комплекты шахмат, досок, шахматных часов);
- ноутбук; мультимедийный проектор; экран;
- магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами – 1 штука;
- канцелярские принадлежности.