Декоративное цветоводство

Дети могут применять полученные знания и практический опыт в домашних условиях, в озеленении комнаты, приусадебного участка. Программа активно содействует повышению уровня экологической компетенции, решает задачи профессиональной ориентации детей. Особенностью данной образовательной программы является то, что она нацелена на развитие социально-трудовых компетенций, которые позволять адаптироваться к проживанию в сельской местности.

преподаватели

Миколуцкая Татьяна Ивановна

Содержание программы

Тема 1. Введение (2ч).

Ознакомление с планом работы. Правила безопасности труда и гигиены при работе с горшечными растениями и сельхозяйственным инструментом.

Практическая работа: Ознакомительная экскурсия в зимний сад. 

Тема 2. Комнатные растения и их роль в жизни человека (4ч).

Происхождение комнатных растений. История комнатного цветоводства, комнатное цветоводство в России. Обычаи и традиции людей разных исторических эпох по отношению к цветам. Легенды и предания о цветах. Комнатные растения и астрология. Декоративная функция растений. Санитарно-гигиеническое значение растений. Многообразие комнатных растений. Лекарственные комнатные растения. Ядовитые комнатные растения.

Практическая работа. Составление памяток «Ядовитые комнатные растения». 

Тема 3. Особенности строения и жизнедеятельности растений (3ч).

Общие сведения о строении растений. Особенности внешнего строения растений. Основные органы растения: корень, лист, понятие о побеге, строение и функция стебля, цветка. Облик комнатных растений

Практическая работа: Определение формы корневых систем. Типы побегов. Многообразие листьев. «Пикировка как способ формирования корневой системы»

Тема 4. Выбор растений и условия их содержания (3ч).

Условия выращивания комнатных растений. Температура, температурный режим, шкала температур. Световой режим. 

Практическая работа: Работа с литературой по теме «Экологические группы растений». Определение условий, необходимых для выращивания конкретных растений. Изучение состава различных земляных смесей. Подбор и самостоятельное приготовление субстрата для конкретной группы растений.

Тема 5. Уход за комнатными растениями (13ч).

Полив. Правила соблюдения режима полива. Полив из лейки. Метод погружения. Гидропоника. Питание растений. Основные питательные вещества для растения. Виды удобрений, их характеристика. Подкормка. Сроки и правила подкормки комнатных растений. Доза удобрения. Покой. Опрыскивание и гигиенические процедуры. Свежий воздух. Внешний вид растений. Мытьё. Полировка. Очистка. Перевалка и пересадка растений. Формирование комнатных растений. Бонсай. Обрезка. Прищипка. Выгонка растений.

Практическая работа:

Наблюдение и уход за растениями. Пересадка растений. Составление календаря подкормки для комнатных растений. Приготовление растворов для подкормки. Подкормка комнатных цветов. «Обрезка – управление ростом растений» Составление памяток по уходу за растениями. Определение комнатных растений, составление паспортов растений.

Тема 6. Размножение комнатных растений (ч).

Особенности размножения растений.

Подготовка земли для черенкования. Черенкование комнатных растений. Размножение растений делением куста, клубнями, луковицами. Наблюдение за объектами.

Тема 7. Вредители и болезни комнатных растений (ч).

Вредители: ложноножки, щитовки, клещи, тли, трипсы, листовые нематоды, белокрылки, червецы. Паразитарные болезни комнатных растений и болезни, связанные с неправильным уходом за растениями. Болезни: мучнистая и ложная мучнистая роса, корневая гниль, серая гниль, ржавчина, черная ножка, пятнистость листьев. Признаки заболеваний. Неотложная помощь комнатным растениям. «Хирургические» методы лечения корневой гнили. Народные средства для борьбы с болезнями и вредителями. Профилактика заболеваний.

Практическая работа:

Работа с определителем, со справочником и другой литературой по определению причины болезни, вида вредителя. Работа с увеличительными приборами. Уход и наблюдение за комнатными растениями. Проект «Борьба с вредителями и болезнями комнатных растений народными средствами»

Тема 8. Растения в интерьере (ч).

Растения в интерьере. Правила размещения растений в помещении. Особенности аранжировки гостиной, ванной комнаты, столовой, прихожей, лестничной площадки, спальни, кухни, балкона. Комнатные растения для северного окна, для южного окна. Подвесные кашпо. Одиночные растения. Лианы. Красивоцветущие комнатные растения (каланхоэ, розовый жасмин, спатифиллум, антуриум, гибикус, олендр и др.). Составление композиций. Композиция из горшечных растений. Стандартная композиция. Зеленое окно.

Практическая работа:

Работа с различными источниками информации. Составление календаря цветения комнатных растений. Размещение растений в комнате. Расположение на полу. Размещение на подставке. Размещение на стене. Работа по озеленению выбранного в школе помещения.

 Тема 9. Подведение итогов работы (1 ч).

Подведение итогов.  Защита проектов.

 

Цели программы

Научиться осуществлять квалифицированный уход за растениями и использовать их при оформлении интерьера помещений, создании цветников

Результат программы

Получат знания о:

- эстетическом и гигиеническом значении комнатных растений;

- основных правилах и инструкциях по безопасности труда при проведении работ по цветоводству;

- многообразии комнатных растений;

- условиях жизни комнатных растений (свет, тепло, воздух);

- основных приемах ухода за комнатными растениями;

- некоторых заболеваниях растений и мерах помощи растениям;

Будут уметь:

- пользоваться определителями комнатных растений и справочной литературой;

 - определять комнатные растения;

- наблюдать за ростом растений;

- правильно ухаживать за комнатными растениями: протирать, опрыскивать, удалять сухие листья, вносить удобрения по всем правилам техники безопасности, приготавливать почвенные смеси, рыхлить почву;

- размножать комнатные растения различными способами вегетативного размножения;

- осуществлять действия по озеленению;

- составлять рекомендации по уходу за комнатными растениями.

Особые условия проведения

В современной социальной ситуации очень остро стоит вопрос занятости детей и умения организовать свой досуг. Как помочь ребёнку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать для условия динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить программа «Цветоводство».

Теоретическая часть программы углубляет и расширяет знания о растительном мире, о цветочно-декоративных растениях и способах их аранжировки. А также большое внимание уделяется проектной деятельности, обучению умениям и навыкам исследовательского поиска.

Практическая работа на занятиях по освоению программного материала формирует знания и умения, которые дети будут использовать в повседневной жизни, украшая любимыми растениями окружающую среду, также знакомятся с разнообразием цветочно-декоративных растений открытого и закрытого грунтов, изучают видовой состав, учатся работать на земле, получать радость от создания уголка природы по своему вкусу.

Материально-техническая база

1)  Учебный кабинет.

2) Учебная мебель соответствует возрастным особенностям и  требованиям СанПина.

3) Поддержка санитарно-гигиенического состояния кабинета.

4)  Необходимый наглядный материал.

5) Материалы, инструменты и приспособления:

- термометр;

-микроскоп;

- лупы;

- настои табачной пыли, чеснока, мыльный раствор;

- ящики для рассады;

- цветочные горшки;

- опрыскиватели;

- почвосмеси;

- мультимедийный проектор;