Занимательная лингвистика

Особое внимание на занятиях “Занимательная  лингвистика ”, следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения. Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками.  Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Практическая значимость программы заключается в том, что для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Необходимость заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

преподаватели

Лунева Антонина Александровна

Черпак Валентина Васильевна

Жукова Яна Викторовна

Стенина Виктория Денисовна

Содержание программы

Содержание занятий.

 Тема 1.  Сказочное царство слов.

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .

 Тема 2-3.  Путешествие в страну слов.

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». 

 Тема 4-5.   Чудесные превращения слов.

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы.   Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ –загадка.

 Тема 6-7.   В гостях у слов родственников. 

Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным  корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над   стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из  стихотворений слов- родственников.

 Тема 8-9.   Добрые слова

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением  В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

 Тема 10.   Экскурсия в прошлое 

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов.  Творческая работа. Объяснение устаревших слов

 Тема 11-12.   Новые слова в русском языке

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка»

 Тема 13. Встреча с зарубежными друзьями

Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы».

Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

 Тема 14-15.   Синонимы в русском языке 

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в  слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте.

 Тема 16.   Слова- антонимы 

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке.

Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В.Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. 

 Тема17.   Слова- омонимы 

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра  «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

 Тема 18.   Крылатые слова 

Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых

выражений» в названиях текста.

Тема 19-20.   В королевстве ошибок. 

Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические  ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

 Тема 21-22.   В стране Сочинителей

Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным   рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .

 Тема 23-24.   Искусство красноречия. Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

Тема 25.   Праздник творчества и игры. Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры,  направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

 Тема 26-27.   Трудные слова. 

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение

упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной

литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о

словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

 Тема 28-29.   Анаграммы и метаграммы. 

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).

 Тема 30-31.   Шарады и логогрифы 

 Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и

логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.

 Тема32. Откуда пришли наши имена.

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя».

Дидактическая игра «Составь имя».

 Тема 33.   Занимательное словообразование 

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово

задумано?». Шарады.

 Тема 34.   КВН по русскому языку. 

Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

Цели программы

Расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Результат программы

Регулятивные УУД:

·          самостоятельно формулировать тему и цели урока;

·          составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

·          работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

·          в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности

·          своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

 

Познавательные УУД:

·          перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять

·          план, таблицу, схему);

·          пользоваться словарями, справочниками;

·          осуществлять анализ и синтез;

·          устанавливать причинно-следственные связи;

·          строить рассуждения;

 

Коммуникативные УУД:

·          адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных

·          задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

·          высказывать и обосновывать свою точку зрения;

·          слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым

·          корректировать свою точку зрения;

·          договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Особые условия проведения

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

 

Материально-техническая база

1. Парты – 12

2. Стул ученический – 28

3. Доска трехстворчатая – 1

4. Стул учительский – 1

5. Стол компьютерный – 1

6. Стул учительский – 1

7. Шкафы – 4                                         

8. Шкаф-купе – 1

9. Жалюзи -3

10. Персональный компьютер  – 1

11. Мультимедиапроектор – 1

12. Многофункциональное устройство – 1

13 . Интерактивное  портативное устройство IQ - 1

14. Лампа рециркуляторная – 1

15. Софиты -2 шт.

16. Микрофоны, колонки, наушники. 1 набор

                                               

Перечень наглядных пособий.

 Портреты писателей 

Карточки с картинками

Наглядное пособие по русскому языку

Таблицы по русскому языку

 Диски по  русскому языку

 Раздаточный и дидактический материал по предметам

Бумага, картон, ватман, карандаши, ручки, краски, пластилин, фломастеры, мелки, кисти.