ГЕОМЕТРИЯ ВОКРУГ НАС

В основе построения рабочей программы лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит деятельностный подход.

Программа позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.

преподаватели

Лысенко Наталья Владимировна

Лукьянова Светлана Ранисовна

Утенкова Елена Павловна

Содержание программы

Содержание (учебного) тематического плана

 

1 раздел: Вводное занятие. Решение топологических задач.

Тема 1. Вводное занятие. Решение топологических задач.

Составление узоров из геометрических фигур. Игра «Сложи квадрат».

Тема 2.  Повторение изученного материала (игра-путешествие).

Топологические задачи. Пентамино

2 раздел: Куб.

Тема 1. Куб. Игра «Кубики для всех».

Зрительный диктант.  Игра «Не пройди дважды».  Игра «Пифагор».

Тема 2 Прямоугольный параллелепипед. Куб. Развертка параллелепипеда.

Практическая работа. Развёртка куба. Моделирование куба.

Тема 3 Каркасная модель куба. Развертка куба

Работа с проволокой. Игра «Одним росчерком».

Тема 4. Куб. Площадь полной поверхности куба.

Сказка. Графический диктант «Лампа». Задания на смекалку.

Тема 5. Знакомство со свойствами игрального кубика.

Игральный кубик. Задания на развитие пространственного мышления. Игра «Узнай фигуру».

3 раздел: Треугольник и его углы.

Тема 1-2. Равносторонний и равнобедренный треугольники.

Графический диктант «Пирамида». Сказка. Практическая работа.

Тема 3. Измерение углов. Транспортир.

Градусная мера угла. Задания на нахождение градусной меры угла. Решение задач.

Тема 4. Построение углов заданной градусной меры.

Алгоритм построения угла. Игра «Одним росчерком».

Тема 5. Построение треугольника по трем заданным сторонам.

Стихотворение. Задачи на развитие пространственного мышления.

Тема 6. Построение равнобедренного и равностороннего треугольников.

Алгоритм построения треугольника. Оригами.

4 раздел: Площадь фигуры.

Тема1-2. Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации.

Песенка. Задачи на нахождение площади. Игра «Одним росчерком».

Тема3. Площадь. Измерение площади палеткой.

Палетка. Игра со спичками. Графический диктант «Белочка».

5 раздел: Числовой луч.

Тема 1. Числовой луч.

Практические задания. Задачи на развитие пространственного мышления. Игра «Собери узор».

Тема 2. Числовой луч (закрепление).

Задания на развитие памяти, внимания, логического мышления.

6 раздел: Сетки.

Тема 1. Сетки. Игра «Морской  бой».

Игра «Морской бой». Правила игры.

Тема 2. Сетки. Координатная плоскость.

Задания на развитие пространственного мышления. Составление рисунка по заданию. Игра «Морской бой». 

7 раздел: Симметрия.

Тема 1. Осевая симметрия.

Игра «Выполни симметрично».. Игра «Выложи из спичек».

Тема 2. Симметрия.

Выполнение симметричных рисунков. Оригами «Ёжик»

Тема 3. Симметрия (закрепление).

Игра «Сложи узор». Графический диктант «Киска». Головоломка

Тема 4. Поворотная симметрия.

Кубик Рубик.  Практическая работа.

8 раздел: Параллелепипед.

Тема 1. Прямоугольный  параллелепипед.

Сказка. Задача на развитие воображения.

Тема 2. Прямоугольный  параллелепипед.

Игра «На что похоже?». Задания с координатной плоскостью.

Тема 3. Прямоугольный параллелепипед. Модель развёртки параллелепи­педа.

Моделирование параллелепипеда. Задание на сообразительность.

9 раздел: Цилиндр, конус, пирамида.

Тема 1. Цилиндр.

Стихотворение. Задание на развитие пространственного мышления.

Тема 2. Цилиндр. Закрепление изученного.

Самостоятельная работа. Графический диктант «Кувшин».

Тема 3. Конус.

Зрительный диктант. Загадки. Практическое задание.

Тема 4. Пирамида.

Моделирование пирамиды. Развёртка.

Тема 5. Пирамида.

Графический диктант. Задание на развитие воображения. «Танграм».

10 раздел: Шар.

Тема 1. Шар.

Геометрическая разминка. Логическая задача «Колумбово яйцо».

Тема 2. Обобщение изученного.

Игра «Узнай по развёртке».

11  раздел: Итоговое занятие. Геометрический КВН.

Тема 1. Мониторинг ЗУН

Проверочные задания на сформированности геометрических понятий.

Тема 2. Геометрический КВН.

Игра  - КВН.

Цели программы

Формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений

Результат программы

В ходе реализации данной программы обучающиеся будут владеть терминами: высота, медиана, биссектриса, основание, прямоугольный треугольник, катет, гипотенуза, параллелограмм, ромб, трапеция, куб, пирамида, параллелепипед, палетка, площадь, цилиндр. Обучающие должны уметь:

-строить высоту, медиану, биссектрису треугольника , различные виды треугольников, параллелограмм, трапецию, а так же проводить диагонали.

-строить ромб, находить центр. Иметь различие в периметре и площади, находить площадь с помощью палетки и формул. Различать и находить сходство объемных и плоских фигур, умение их строить.

-ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.

-проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

-выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

-анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

-составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

 -выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

 -объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.

 -анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

 -моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

-осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

-сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

-моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

 -применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

-анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

 -включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

 -выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

 -аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,

 -использовать критерии для обоснования своего суждения.

 -сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Особые условия проведения

Данная программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.

Материально-техническая база

Для эффективной реализации программы необходима материально-техническая база:

 - компьютер;

 - принтер (сканер, ксерокс);

 - средства телекоммуникации (выход в Интернет);

- учебный комплект для каждого обучающегося: тетрадь, простой карандаш, линейка, циркуль, набор цветных фломастеров и карандашей, папку с файлами для размещения информационных листов, таблиц, раздаточного материала;

 - методические разработки по всем темам, сценарии проведения мероприятий и праздников, схемы, опросные и технологические карты.