ШАХМАТЫ

Программа «Шахматы» базируется на современных требованиях модернизации системы образования, способствует соблюдению условий социального, культурного, личностного и профессионального самоопределения, а также творческой самореализации детей. Она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение числа педагогически запущенных детей. Предлагаемая программа обеспечивает условия по организации образовательного пространства, а также поиску, сопровождению и развитию способных детей. Данная программа составлена с учётом накопленного теоретического, практического и турнирного опыта педагога, что даёт возможность учащимся не только получить базовый уровень знаний шахматной игры в ходе групповых занятий, а также способствует индивидуальному развитию каждого ребёнка.

преподаватели

Белый Всеволод Петрович, педагог дополнительного образования.

Содержание программы

Содержание программы

Раздел 1. Элементарные понятия о шахматной игре (повторение) (8 часов)

Тема 1.1. Вводное занятие. Повторение сложных правил.

Теория: Знакомство с содержанием программы. План работы на год.  Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в кабинете, на улице. Правила дорожного движения. Повторение сложных шахматных правил – превращение пешки, рокировка, взятие на проходе.

Практика: самостоятельное решение задач на сложные правила, разбор трудных случаев на демонстрационной доске. Тренировочные партии.

Тема 1.2. Некоторые случаи ничьей.

Теория: Соглашение на ничью. Пат. Трёхкратное повторение позиции. Вечный шах. Правило пятидесяти ходов. Правило двух минут. Падение стрелок часов одновременно у обоих соперников.

Практика: самостоятельное решение задач на ничью, разбор трудных случаев на демонстрационной доске. Тренировочные позиции.

Тема 1.3. Элементарные пешечные окончания

Теория: правило квадрата, король и ладейная пешка против короля, король и некрайняя пешка против короля, король и две пешки против короля.

Практика: самостоятельное решение задач с пешечными окончаниями, разбор трудных случаев на демонстрационной доске. Тренировочные позиции.

 

 

Цели программы

Цель программы: формирование условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы, создание базы теоретических знаний и выработка практических умений, позволяющих выполнить спортивный разряд.

 

Результат программы

К концу обучения по программе «Шахматы» учащиеся достигнут необходимый уровень компетенций, который включает в себя:

Предметные:

·        освоение правил игры в шахматы.

·        знание истории возникновения и развития шахмат.

·        знание теории шахматной игры, умение обучающегося самому давать оценки шахматным позициям.

·        освоение техники проведения комбинаций.

Метапредметные:

·        использование изученного материала в собственных партиях.

·        владение действием сравнения, умение выделить главное из общего объема информации.

·        развитие внимания, пространственного воображения, способность визуализировать шахматную позицию в уме.

·        закрепление навыков работы с книгой-первоисточником, самостоятельной исследовательской работы, умение пользоваться справочной литературой.

·        умение мобилизовать и сконцентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, критически относиться к сопернику и к себе.

·        развитие памяти, сосредоточенности, постоянный поиск оригинальных идей и нестандартных решений.

·        умение предвидеть и сравнивать последствия предполагаемых действий, планировать свою деятельность.

Личностные:

·        Развитие интереса к шахматам посредством знакомства с красотой проведенных комбинаций.

·        Формирование желания провести изученные комбинации в собственной партии.

·        Развитие самостоятельности, оценка своих достижений и результатов работы.

·        Воспитание настойчивости, выдержки, воли, спокойствия, уверенности в своих силах, стойкого характера.

·        Умение испытывать эстетическое удовлетворение от собственного творчества.

·        Воспитание гармонично развитой личности.

·        Умение отстаивать свою позицию в спорных вопросах.

·        Умение общаться и взаимодействовать с коллективом.

·        Активное участие детей в деятельности по организации культурного досуга (товарищеские встречи, экскурсии, коллективное обсуждение итогов соревнований).

·        Участие учащихся в соревнованиях различного уровня: внутри коллектива, городских, областных.

Материально-техническая база

Шахматы