Интеллектика (с. Волково)

Способность анализировать обеспечивает возможность точного разбора условий задач и совершенствуется в ходе решения задач «на сопоставление», в провидении интеллектуальных игр: «Одинаковое, разное у двух», «Одинаковое, разное у трех».
Способность комбинировать выступает условием использования разнообразных сочетаний поисковых действий при разработке способа решения и формируется в ходе решения задач «на преобразование», в интеллектуальных играх: «Перестановки», «Передвижения», «Обмены».
Способность рассуждать необходима для обоснования верности найденного способа решения при соотнесении его с условиями и требованиями задачи и обеспечивается за счет решения задач «на выведение» и интеллектуальных игр: «Что подходит?», «Раньше, позже», «У кого что», «Соседний, через один», «Так же, как …», «Сходство, отличие», «Совпадения», «Родственники», «Больше, чем», «Старше, моложе», «Ближе, левее», «То ли одно, то ли другое».
Способность планировать лежит в основе построения программы деятельности по достижению требуемого результата и формируется в ходе решения задач «на перемещение» и в проведении интеллектуальных игр: «Шаги», «Прыжки», «Шаги, прыжки».

Педагоги

Саханда Ксения Леонидовна

Содержание программы

Развитие способности анализировать простые закономерности.

Игра «Продолжи закономерность» 
Выполнение упражнений на простой анализ с мысленным расчленением объекта на составляющие части
Решение различных видов задач  на группировку.

«Исключи  лишнее», «Сходство и различие», «Продолжи  закономерность».
 
Аналитические задачи  первого типа с прямым утверждением
Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания.

«Графический диктант» с  выявлением закономерностей (по визуальному типу),

Составление узоров - «Мозаика», Игра «Муха» (с визуальным контролем)
Формирование элементов конструкторских навыков  изображения.
Развитие геометрической зоркости и формирование грамотной математической речи.
Развитие математического аспекта логического мышления

Задания «Продолжи математический ряд», « Продолжи закономерность», «Определи 2 числа».
Развитие вербального мышления.

Упражнения «Исключи лишнее», « Сходство и различие», «Противоположное слово», «Подбери пару»
Решение аналитических задач 1 типа (с прямым и обратным утверждением)
Повышение объёма внимания, развитие переключения внимания и навыков самоконтроля. « Графический диктант» (двухцветные варианты с аудиальной инструкцией)

Игра «Муха», составление узоров «Мозаика»
Упражнения, формирующие у ребёнка стремление к размышлению и поиску, требующие нетрадиционного подхода.

Решение заданий из олимпиады «Кенгуру»
Раскрытие творческого потенциала. Решение заданий из олимпиады  «Кенгуру».
Формирование элементов конструкторского мышления и конструкторских навыков.

Игры на перевоплощение, «Мозаика» (9 элементов), получение заданной геометрической фигуры из других фигур, складывание узоров по образцу и по памяти.

 
Развитие логического мышления.  Возраст в задачах
Анализ и синтез на основе построения простейших обобщений с абстрагированием от несущественных признаков.

Упр. на поиск недостающей фигуры с нахождением 2-3 особенностей.

Упр. на вывод заключения из 2 отношений, связывающих 3 объекта (аналитич. зад. 2 типа)
Развитие  вербального мышления.

Игра «Угадай слово», основанная на построении «дерева понятий».
Построение простейших умозаключений, их  проверка, уточнение
Геометрия на спичках
Развитие переключения внимания, формирование навыков произвольности. Игра «Муха» (работа в умозрительном плане). Игра «Кто быстрее и точнее»
Развитие творческого воображения и конструкторского мышления. Танграм.
Развитие воображения. Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата.
Развитие математического мышления.

Магические квадраты, головоломки.
Упражнения, требующие нетрадиционного подхода, задачи поискового характера. «Логические весы»
Тренировка в умозаключениях. Игры «У кого что?», «Что подходит?», «До - после, вверх - вниз», «Так же, как...»

Цели программы

Способствовать интеллектуальному развитию обучающихся, формированию умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.

Результат программы

·               учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами;
·               выдвижение гипотез и их обоснование;
·               самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
·               построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;