«Волшебная комната»

Психологическое здоровье необходимо ребенку, и в настоящем и в бедующем. Эмоции ребенка – сигнал взрослым о его состоянии. Эмоциональное неблагополучие ребенка, как правило, вызвано его плохим самочувствием. Исследования показывают, что соматические заболевания напрямую связаны с эмоциональным неблагополучием детей. В основе лежат фрустрации одной или нескольких потребностей. Если у ребенка возникают эмоциональные проблемы и с нервными перегрузками организм не справляется, накапливается напряжение, которое вызывает болезни головы, живота, нарушение кровообращения, гормональных систем и т.д.

Среди дошкольников посещающих дошкольное учреждение выявляются те, у которых отмечается эмоциональная незрелость, высокая возбудимость и лабильность нервной системы, наблюдаются аффективные вспышки, частые смены настроения, высокая утомляемость и т.д.

Одна из важных задач, стоящих перед ДОУ – охрана нервно-психического здоровья детей, осуществляемая специальными психолого-педагогическими средствами и методами. В нашем детском саду для решения поставленной задачи оборудована сенсорная комната, особенность которой являются «волшебные» и сказочные эффекты объемных предметов, света и звука, ощущений, нежных мелодий успокаивающей музыки. Различные мягкие модули: шары, колоны, «сухой бассейн», заполненный цветными шариками, – способствуют стабилизации психэмоционального состояния, освоению и совершенствованию двигательных навыков. Мягкое покрытие пола, пуфы, подушки оказывают приятное, расслабляющее действие.

На основании программы по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина Я, ТЫ, МЫ; практических рекомендаций Колос Г.Г. «Сенсорная комната в дошкольном учреждении» и в соответствии с целями и задачами определенными Уставом МАДОУ «Детский сад N 1 города Белогорск», разработана и реализуется дополнительная программа «Путешествие в волшебной комнате » с детьми от 2 до 7 лет.

Программа обеспечивает развитие и коррекцию личности в процессе индивидуального психоэмоционального воспитания ребенка на основе его психофизиологических особенностей и природных задатков, способствует личной заинтересованности детей в самостоятельном достижении своих результатов, создает оптимальные условия (специфические для дошкольников) для реализации творческой активности.

Смена видов деятельности с различной нагрузкой сосредотачивает внимание детей, дисциплинирует их, снимает напряжение. Программа представляет собой гибкую систему, позволяющую научить ребенка чувствовать свое тело, эмоции и владеть ими, получая от этого удовольствие и радость.

Принимая во внимание необходимость серьезной индивидуальной работы с детьми, распределение учебного материала можно считать условным.

Занятия проводятся в специально оборудованной сенсорной комнате, что позволяет дольше поддерживать интерес детей и повышает эффективность развивающей и коррекционной работы.

Задачи программы:

- профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;

- создание положительного эмоционального состояния;

- формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела;

- облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло;

- формирование адекватной самооценки, преодоление страхов и агрессии;

- развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом (у детей);

- развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления (у детей).

Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Педагоги

Барановская Светлана Валентиновна, педагог-психолог первой квалификационной категории

Расписание

Первая группа: четверг, 15.20-17.00

Вторая группа: пятница, 15.20-17.00

Занятия проводятся по подгруппам (до 5 чел.) 1 раз в неделю продолжительностью 15 −30 минут (в зависимости от возраста).

Содержание программы

Программа разработана для детей дошкольного возраста (2-7 лет)

Данная программа составлена с учетом индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.

 

В дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности; возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе.

Старший дошкольный возраст – самый чувствительный период для развития интеллектуальных творческих способностей детей. Именно тогда необходимо положить максимум усилий для развития восприятия, памяти, внимания, мышления и развития эмоциональной сферы детей.

Особую роль, роль двигателя развития ЦНС (центральной нервной системы), всех психических процессов и, в частности, речи, играет в данном, и даже более раннем возрасте, формирование, совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.

Педагог-психолог, который занимается этими проблемами, должен помнить о том, что наиболее эффективной является, эмоциональна приятная деятельность ребенка. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке, в игровой форме, как самой приемлемой формы обучения детей дошкольного возраста. Поэтому каждое занятие превращается в своеобразную игру: путешествие, поход, экскурсии, сказки и т.п.

В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Поскольку дети любят смотреть одни и те же мультфильмы, читать одни и те же сказки по много раз, занятия с повторами становятся близкими и понятными для них. Полученная таким образом информация лучше запоминается. Приветствие и прощание детей носят ритуальный характер, как правило, они индивидуальны к каждому ребенку.

Для осуществления развивающей и коррекционной работы психофизическому и эмоциональному состоянию ребенка используются здоровьезберегающие технологии и методики: «Развитие эмоциональной сферы детей 4-6 лет» под редакцией Ю.Е. Веприцкой, Волгоград: Учитель, 2010; «Сенсорная комната в дошкольном учреждении» по редакцией Г.Г. Колос, М., 2007; «Сенсорная комната – волшебный мир здоровья» под редакцией В.Л. Жевнерова, СПб.,2007.

Первые занятия в программе направлены на ознакомление с сенсорной комнатой, с ее пространством, на овладение взаимодействием с материалами и оборудованием, находящимся в ней. На этом этапе решаются задачи создания атмосферы доверия и безопасности. Знакомство с интерактивным оборудованием проводится постепенно, предъявляя детям по одному прибору. Сначала они включаются в освещенной комнате, а затем предупреждают ребенка о том, что в комнате станет темнее, так как выключат свет, и он сможет увидеть, например, как прыгают «солнечные зайчики». Затем выключают общее освещение и оставляют включенным только зеркальный шар, который вращается в луче направленного на него света.

Прежде всего, занятия в сенсорной комнате показаны детям чрезмерно утомляемым, эмоционально истощаемым, непоседливым, вспыльчивым, замкнутым, с нарушениями поведения, с задержками психического и речевого развития.

Дошкольный возраст имеет особую роль в психическом развитии ребенка, в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.

Часть 1. Вводная

Цель вводной части занятия – настроить ребенка на совместную работу, установить эмоциональный контакт с ним. Основная процедура работы – приветствие.

Часть 2. Рабочая

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. Сенсорная комната разделена на развивающие центры, в каждом центре ребенок занимается 2-3 минуты индивидуально и самостоятельно, а педагог-психолог проверяет и помогает. Ребенок переходят из одного центра в другой. Основные процедуры:

–элементы сказкотерапии с импровизацией;

–игры на развитие навыков общения;

–игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;

–рисование на песке и сенсорной панеле.

Часть 3. Релаксация

Целью этой части является:

- упражнения на мышечную релаксацию, которые снижают уровень возбуждения, снимают напряжение;

- дыхательная гимнастика, которая действует успокаивающе на нервную систему;

- мимическая гимнастика, которая направлена на снятие общего напряжения.

Часть 4. Завершающая

Основной целью этой части занятия является создание у участника чувства принадлежности к процессу работы и закрепление положительных эмоций полученных на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой деятельности, например, создание рисунка.

 

Цели программы

Сохранение и укрепление психофизического и эмоционального состояния здоровья с помощью мультисенсорной среды.

Результат программы

- Дети приобретут навыки произвольной саморегуляции.

- У детей снизится уровень тревожности, агрессивности.

- Удетей сформируются умения понимать и принимать эмоциональное состояние свое и окружающих, взаимодействовать в группе, достигнут состояния расслабления.

Особые условия проведения

Занятия проводятся в специально оборудованной сенсорной комнате, что позволяет дольше поддерживать интерес детей и повышает эффективность развивающей и коррекционной работы.

Ограничения и противопоказания к занятиям в темной сенсорной комнате.

Противопоказания: обострение соматических и психических заболеваний, аллергическая и бронхиальная патология.

На занятиях в темной сенсорной комнате применяются различные источники света, звуков, запахов. Поэтому перед началом основной работы необходимо познакомить детей с каждым прибором, научить концентрировать на нем внимание, выполнять необходимые определенные действия, принимать удобные для занятия позы и т.п. Включение прожекторов и введение в занятие различных эффектов, воздействующих на восприятие, требует постепенности и периодичности. Нельзя использовать большое количество интерактивных приборов одновременно, а также предлагать для одномоментного восприятия одинаковые по эффекту воздействия приборы.

На обучение по программе «Путешествие в волшебной комнате» принимаются (зачисляются) дети, посещающие Детский сад N1 города Белогорск.

Материально-техническая база

Реализацию программы осуществляет педагог-психолог первой квалификационной категории.

При организации занятий учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.

Занятия проходят в помещении, отвечающем санитарно-эпидемиологические требований образовательного процесса, оснащенном необходимой мебелью, средствами обучения, учебным оборудованием.

Сенсорная комната оборудована стимуляторами, воздействующими на органы обоняния, осязания, слуха, зрения и т.д., и направленно на развитие высших психических функций (речь, память, мышление, внимание, воображение, восприятие и т.д.), эмоциональной сферы и личностных качеств ребенка. Кроме того, подобные стимуляторы способствуют психоэмоциональной разгрузке (релаксации), восстановлению и поддержанию психологического здоровья детей. Комната имеет следующее оборудование: комплект музыкальных панелей; проектор «Меркурий»; LED – панель; интерактивный звуковой фонтан; кресло-трансформер; модуль для развития стереогностического чувства; набор Монтессори; напольный ковер «Звездное небо»; настенное панно «Бесконечность»; панно с фибероптическими волокнами «Тучка»; сенсорный уголок; соляная лампа «Скала»; тактильная дорожка.

Стоимость

Стоимость одного занятия 125 руб.