"Интеллектуальные витаминки" МОУ СОШ № 2

Содержание и актуальность программы соответствует познавательным возможностям младших учащихся и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Программа учитывает возрастные, обще учебные и психологические особенности младшего школьника. Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение необходимыми способами деятельности, умениями, навыками. Наличие познавательной активности – психологический фактор, который обеспечивает достижение целей обучения. В сфере коммуникации важны умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Поэтому важно развитие коммуникативных умений учащихся.

В последнее время кардинально изменились приоритеты в обучении. Целенаправленное и интенсивное комплексное развитие способностей ребёнка становится одной из центральных задач образовательного процесса.  Под развивающим стали понимать такое обучение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают правила, понятия и определения, но и обучаются рациональным приёмам применения знаний на практике. Но проблема развития комплекса свойств личности ребёнка, входящих в понятие «творческие познавательные способности», быстро не решаются. Она требует длительной, постоянной и целенаправленной работы. Поэтому эпизодическое использование лишь так называемых творческих задач (или нестандартных) не принесёт желаемого результата.  Новизна учебно-методического комплекта «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения» состоит в том, что этот комплект является авторской технологией работы по активизации познавательной деятельности младших школьников во внеурочной работе. Разработана система творческих заданий, которая целенаправленно развивает познавательные процессы детей, в течение всего периода обучения ребёнка в начальной школе. Систематическое выполнение целенаправленно подобранных нестандартных заданий, задач, упражнений будет оказывать положительное влияние не только на качество знаний по программному материалу, но и на активизацию познавательной деятельности; значительно расширяет объём и концентрацию внимания. Учащиеся овладевают простыми, но необходимыми для них приёмами зрительного запоминания и сохранения увиденного в памяти. Значительно обогащается запас и умение оформлять в словесной форме свои рассуждения, объяснения. Введение в учебный процесс регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность создают условия для развития у детей познавательных интересов, ребёнок стремится к размышлению и поиску, появляется чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов. Снижаются тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым повышается познавательная и творческо-поисковая активность детей, создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного  протекания процесса обучения на всех последующих этапах образования.

преподаватели

Лалина Виктория Витальевна

Стреха Надежда Николаевна

Содержание программы

(ВЗ) Вводное занятие
Цель – знакомство с «Интеллектуальными витаминками».

План занятия:

·         Обсуждение вопроса: что такое интеллект?

·         Знакомство со структурой «Интеллектуальной витаминки» и правилами выполнения заданий. Выполнение заданий.

2. (О) Обучение

Цель – активное введение в работу с «витаминками».

План занятия:

·      Проверка домашнего задания.

3. (СР) Самостоятельная работа

Цель – эффективное развитие интеллектуальных умений.

План занятия:

·      Проверка домашнего задания.

Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.

·      Работа с эпиграфом.

·      Интеллектуальная разминка.

·      Выполнение заданий.

Предполагается, что дети выполняют работу самостоятельно. Следует привлекать более успешных детей для помощи отстающим.

4. (ОЗ) Особые занятия

Цель – актуализация пройденного материала с помощью командной работы.

Особые занятия проводятся по «супервитаминкам» (Супервитамин 1, Супервитамин 2, Супервитамин 3). Сценарии и визуальное сопровождение (презентации Power Point) всех трёх мероприятий – в Приложениях 5, 6 и 8. По желанию можно выбрать другие формы проведения особых занятий или разработать интерактивный сценарий самостоятельно.

Варианты проведения особых занятий:

·      Интеллектуальная игра – занятие можно провести в формате известных игр «Самый умный ученик», «Своя игра», «Букварики» или игр, традиционных для вашей школы.

·      Фестиваль ребусов (головоломок, логических задач и т.д.) – готовится детьми дома с помощью родителей. На занятии дети предлагают одноклассникам решить ребусы (головоломки, логические задачи и т.д.).

5. (С) Самоподготовка

Цель – развитие познавательных и коммуникативных УУД учащихся в режиме внеурочно-домашней деятельности.

«Интеллектуальная витаминка» целиком выдаётся учащимся на дом для самостоятельного выполнения.

Варианты выполнения заданий:

·      Индивидуально.

·      Самостоятельная работа, привлечение родителей.

 

6. (СП) Специальные занятия

Цель - формирование конкретного (одного) фактора интеллекта.

Специальные занятия проводятся по «Моновитаминкам» (Моновитамин 1, Моновитамин 2, Моновитамин 3, Моновитамин 4, Моновитамин 5, Моновитамин 6, Моновитамин 7, Моновитамин 8).

План занятия:

·      Проверка домашнего задания (если есть).

7. (МЗ) Мониторинговые занятия

Цель – отслеживание уровня сформированности у учащихся познавательных и коммуникативных умений.

План занятия:

·      Работа с эпиграфом

·      Выполнение заданий.

Дети самостоятельно выполняют задания специальных номеров «Интеллектуальных витаминок» (Витамин К1, Витамин К2).

·      Оценка

Учитель оценивает каждое задание в баллах, указанных в «витаминках» и заполняет таблицу «Уровни сформированности универсальных учебных действий у обучающихся» (Приложение 4). Ответы с рекомендациями можно найти в Приложениях 3, 7, 9 и 10.

 

8. (СМ) Стартовый мониторинг

Цель – оценка уровня сформированности познавательных и коммуникативных УУД

План занятия:

·      Подготовка к конкурсу.

·      Организационный момент

Познакомьте детей с сюжетной зарисовкой, объясните правила выполнения заданий конкурса.

·      Выполнение заданий

Попросите учащихся выполнить задания (индивидуально).

(О) Предметное занятие
Цель – применение сформированных УУД на различных учебных предметах.

Предметные занятия проводятся по «Предметным витаминкам» (Витамин О1, Витамин О2, Витамин О3).

Данные «витаминки» предназначены  для работы вместо проектов, если учитель по какой-либо причине не может проводить проекты (или непосредственно перед проведением очередного проекта, если позволяет время). Предметные «витаминки» можно отнести к учебным предметам:

ü  О1 («Искусство быть читателем») – литературное чтение;

ü  О2 («Семь раз отмерь, один раз отрежь») – математика;

ü  О3 («Чему верить, что проверить») – окружающий мир.

План занятия:

·      Работа с эпиграфом.

·      Интеллектуальная разминка.

·      Выполнение заданий.

 

(Рф) Рефлексия
Цель – проведение личностной рефлексии по трём проектам.

Метод рефлексии – «мишень». По каждому проекту задаются одни и те же вопросы. Детям предлагается не только ответить на вопросы, но и оценить результат своей работы по четырём параметрам своей деятельности.

Цели программы

Формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) школьников.

Результат программы

Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:

−        широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-ознавательные и внешние мотивы;

−        учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

−        способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

       Выпускник получит возможность для формирования:

−        внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

−        выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

−        устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

−        адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности;

−        положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

Регулятивные УУД

Выпускник научится:

−        принимать и сохранять учебную задачу;

−        планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

−        учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

−        осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

−        оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

−        адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

−        различать способ и результат действия;

−        вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД

Выпускник научится:

−        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

−        использовать знаково-символических средств, в том числе модели и схемы для решения задач;

−        строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

−        ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

−        основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов;

−        осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

−        осуществлять синтез как составление целого из частей;

−        проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

−        установливать причинно-следственные связи;

−        строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

−        обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

−        осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

−        установливать аналогии;

−        владеть общим приемом решения задач.

Ученик получит возможность:

−        осуществлять расширенный поиск информации с использование ресурсов библиотек и Интернета;

−        создать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

−        осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

−        осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

−        осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

−        осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельный выбор основания и критерии для указанных логических операций;

−        строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

 

Особые условия проведения

Особых условий нет

Материально-техническая база

1. Учебный кабинет для занятия с учащимися, имеющий хорошее освещение и вентиляцию;

2.  Информационный стенд для учащихся;

3.  Оборудование:

- столы и стулья, для детей   школьного возраста;

- кафедра;

- указка;

- планшет;

- магнитная доска;

 - маркеры для доски;

- магниты для доски;

 - телевизор;

- компьютеры или ноутбуки по количеству учащихся в группе;

 - принтер;

 - сканер;

 - ксерокс

- доступ к Интернет;

- дисковые накопители для записи результатов занятий.

Методический и дидактический материалы

-                     специальная и периодическая литература, учебные пособия;

-                     рабочие тетради;

-                     буклеты к занятиям;

-                     - карточки с заданиями;

-                     - статьи;

-                     - памятки;

-                     - бланки тестов;

-                     - рекомендации.

 

Информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет источники.