"Абсолютная грамотность"

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Это обеспечивает актуальность программы.

В процессе изучения родного языка в школе многие вопросы, раскрывающие секреты зарождения новой жизни в языке – слова, оказываются вне поля зрения школьников. Курс посвящён одному из интересных разделов лингвистики – русскому словообразованию. В этом заключается новизна дополнительной образовательной программы

«Абсолютная грамотность».
Данный курс в какой-то мере поможет удовлетворить естественное желание ребёнка разгадать тайну появления слова в русском языке, даст ключ к анализу многих сложных явлений языка (орфографических, лексических, грамматических, стилистических), которые поддаются объяснению, если взглянуть на них с точки зрения образования слова. Это обеспечивает педагогическую целесообразность программы.

преподаватели

Попова Евгения Александровна, педагог дополнительного образования

Содержание программы

Исторические изменения в структуре слова (5 ч.)
Изобразительные возможности русского словообразования(7ч)

Цели программы

Создать условия для интеллектуального развития  мышления учащихся, интересующихся русской филологией вообще и русским языком в частности.

Результат программы

Обучающиеся научатся

•   использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

•   использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

•   соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

•   оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

•   предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

•  различным видам аудирования;

•  понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

•  передавать содержание.

•  понимать           содержание           прочитанной информации;

•  использовать            практические           умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

•  передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

•  использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

•  отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в

•  соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

 

Особые условия проведения

Зачисление на обучение по программе «Абсолютная грамотность "  осуществляется без предъявления особых требований  к обучающемуся  в течение декабря 2021 года  по заявлению родителя  (законного представителя ) несовершеннолетнего ребёнка.

Материально-техническая база

1. Список литературы
Используется учебное и учебно-методическое обеспечение:

Для учащихся:
Базжина      Т.     В.,    Крючкова      Т.    Ю.     Русская      пунктуация:       Пособие- справочник для старшеклассников, абитуриентов и студентов. — М., 2000.

Беднарская Л. Д. Грамотный человек. — Тула, 2003.

Львова      С.     И.     Словообразование         —     занимательно        о    серьезном: Практические задания для учащихся 8—11 классов. — М., 2006.

Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2005.

Львова С. И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. — М., 2005.

Львова С. И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). — М., 1991.

Розенталь Д. Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. — М., 2000.

Цыбулько И. П., Львова С. И. Русский язык. Эффективная подготовка.

2004. — М., 2004.

 

Словари
Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.

Букчина Б. 3., Калакуцкая Л. П. Слитно или раздельно. (Опыт словаря- справочника). — 2-е изд. — М., 2001.

Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. — М., 2004.

Тихонов А. Н. Морфемно-орфографический словарь. — М.. 2002.

Ушаков      Д.     Н.,     Крючков      С.     Е.     Орфографический         словарь.      Для учащихся средней школы (любое издание)

Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов (любое издание).

Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 4-е изд. — М., 1999.

2. Интернет ресурсы.

3. Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска