Экспериментальная физика

    Обучающиеся совершат пробу следующих действий: исследование, проектирование, аналитическое оформление образцов успешного экспериментального действия и организация взаимодействия с реальными физическими объектами.  При выполнении экспериментальных заданий используется исследовательский метод, с целью развития у обучающихся творческой, познавательной деятельности и самостоятельности в приобретении знаний.

В программе используются цифровые лаборатории по физике. Преимущества цифровой лаборатории: наглядное представление результатов эксперимента в виде графиков, диаграмм и таблиц. Хранение и компьютерная обработка результатов эксперимента. Сопоставление данных, полученных в ходе эксперимента, данных измерений. Возможность многократного повторения эксперимента.

преподаватели

Тихонова  Юлия Викторовна – учитель физики

Содержание программы

   

Раздел № 1.Введение

Цифровые лаборатории в исследованиях. Ознакомление с интерфейсом программы. Ознакомление с программой обработки видео.

Раздел № 2. Молекулярная физика

Практические занятия. Лабораторные работы:

1. Проверка закона сохранения энергии для тепловых явлений

2. Определение удельной теплоемкости твердого вещества

3. Определение удельной теплоты плавления льда

4. Изучение закономерностей испарения жидкостей

Раздел № 3. Механика

Практические занятия. Лабораторные работы:

1.              Исследование зависимости скорости от времени при равноускоренном движении

2.              Исследование зависимости пути от времени при равноускоренном движении

3.              Измерение ускорения свободного падения

4.              Проверка второго закона Ньютона при движении тела по наклонной плоскости

5.              Измерение коэффициента трения

6.              Закон сохранения энергии при колебании груза на нити

7.              Определение периода колебаний нитяного маятника

8.              Определение периода колебаний маятника на пружине

9.              Изучение закона движения груза, колеблющегося на вертикальной пружине

10.           Изучение закона движения нитяного маятника

11.           Преобразование энергии в пружинном маятнике

Раздел № 4. Электричество 

Знакомство с цифровым осциллографом. Лабораторные работы:

1.             Измерение силы тока с помощью осциллографа

2.             Изучение зависимости сопротивления провода от длины и площади поперечного сопротивления

3.             Изучение распределения напряжений в цепи с последовательным соединением участков

4.             Изучение распределения токов в цепи с параллельным и последовательным соединением

5.             Изучение протекания тока в цепи, содержащей конденсатор

6.             Изучение зависимости силы Ампера от силы тока

7.             Изучение явления электромагнитной индукции

Изучение трансформатора

Раздел № 5. Оптика 

Практические занятия. Лабораторные работы:

1.             Наблюдение изображения предмета в плоском зеркале

2.             Получение изображений с помощью собирающей линзы

3.             Измерение фокусного расстояния и оптической силы рассеивающей линзы

Цели программы

   

Цель программы: формирование ключевых компетенций познавательной активности обучающихся на занятиях, развитие  творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний в лаборатории «Познай физику в задачах и экспериментах».

Задачи программы:

         Формирование  компетенций:

- познавательной: позволяющей познакомиться с основами знаний по физике. Способствование интеграции знаний учащихся, обеспечить прочное и сознательное овладение системой физических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования.

- практической, формирующей навыки: решения расчетных задач повышенной сложности, совершенствования знаний о типах расчетных задач и алгоритмах их решения, изучения различных методов и приемов решения задач, постановке эксперимента, использованию в экспериментальных работах простейших измерительных приборов и приспособлений;

- творческой: удовлетворяющей потребности личности в творческой самореализации; формирующей и развивающей творческие способности в процессе научно-исследовательской деятельности;

- социальной: формирующей интерес к изучению окружающей среды; воспитывающей бережное отношение к живой природе; развивающей гуманно-этические нормы поведения.

Результат программы

Обучающийся научится:

-        характеризовать виды цифровых лабораторий и их назначение в практике физических исследований;

-        различать виды измерительных датчиков, уметь пользоваться ими на практике;

-        проводить эксперимент по теме по установленному плану;

-        читать графики по результатам исследований и анализировать их;

-        формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.

Особые условия проведения

   Адресована детям от 14 до 16 лет, без учета гендерных отличий. Формирование учебных групп разновозрастные, постоянные. Разновозрастная группа обучающихся, объединенная сформированной внутренней мотивацией к исследовательской деятельности и развитию функциональной грамотности естественно-научной направленности, желанием заниматься экспериментами по физике. Для обучения принимаются все желающие, что дает возможность заниматься с разнообразными категориями детей: одаренными, детьми из группы социального риска, детьми из семей с низким социально-экономическим статусом.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение.

Для реализации данной программы необходимо иметь:

1. Помещение, соответствующее санитарно – гигиеническим нормам и технике безопасности;

2. Столы для учащихся – 15 штук;

3. Стулья – 30 штук;

4. Стол учительский – 1 штука;

5. Стол демонстрационный;

6. Шкафы для хранения наглядных пособий, физических приборов;

7. Раковина с подведённой водой;

8. Дидактический материал: таблицы (дольных и кратных приставок, физических постоянных величин, удельной теплоемкости веществ, удельной теплоты плавления, удельного сопротивления проводников и т.д.), схемы, книги и справочники по физике;

9. Оборудование к игровым занятиям, тестовые задания, карточки, анкеты, опросники.

10. Оборудование: ноутбук(3шт), интерактивная панель.

11. Ящики с цифровой лабораторией по физике (3 шт)

Данные занятия могут быть индивидуальные или парные (выбор остается за учащимися).

Кадровое обеспечение.

Программу реализует педагог высшего педагогического образования по специальности учитель физики (математики), постоянно повышающий свою квалификацию.

Информационно-методическое обеспечение.

Методические материалы

(Раздаточный материал(лабораторное оборудование), технологические карты,  инструкции)

Видео, интернет ресурсы