«Химия в задачах и упражнениях»

Актуальность программы. Изучение школьного курса химии направлено на изучение химических процессов, происходящих в природе и технике, как с качественной, так и количественной стороны. Поэтому на занятиях по химии наряду с описанием явлений, фактов, теорий и законов должны рассматриваться и их количественные закономерности, а это предусматривает включение в учебный процесс решение задач различного типа.

            Умение решать расчётные задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления школьников, глубины и полноты усвоения ими учебного материала, наличия навыков применения приобретенных знаний в новых ситуациях.

            Новизна программы. Материал данной программы дополняет базовый курс, опирается на знания учащихся, полученные в 8 классе, включает новые знания и умения и направлен на расширение кругозора учащихся по предмету. 

 

За основу взят задачник Г.П. Хомченко и И.Г. Хомченко «Задачи по химии для поступающих в вузы». В пособии имеются разделы, в которых приводятся примеры решения типовых задач. Для всех расчётных задач даны ответы.

Отличительной особенностью программы является использование на занятиях - химического эксперимента. Обучающиеся проведут лабораторные опыты, применяя оборудование «Точки роста». Занятия позволят выработать навыки работы с лабораторным оборудованием по инструкциям, навыки ведения записей в тетради по оформлению хода и результатов работы, наблюдений, выводов, уравнений реакций.

Адресат программы: Программа предназначена для работы с детьми. Возраст обучающихся – 14-15 лет

            Срок реализации: общее количество часов: 34.

            Дата окончания занятий: 31.05.2022 год.

            Режим занятий: программа реализуется 1 раз в неделю по 1 часу (продолжительность академического часа – 40 минут). Всего учебных недель 34.  В каникулярное время занятия не проводятся.

Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие.

Состав группы: до 12 человек.

Форма обучения: очная, групповая. Основная форма обучения – групповая с использованием приёмов индивидуальной и коллективной деятельности. Основные формы проведения занятий: учебное занятие, игра, лабораторная работа. С учениками проводится воспитательная работа.  Обучающиеся знакомятся с правилами техники безопасности, учатся приводить своё рабочее место в порядок.

Количество групп варьируется и зависит от общего режима работы школы.

Направленность программы. Программа естественнонаучной направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательная.

преподаватели

Дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Химия в задачах и упражнениях» реализует учитель биологии и химии Калиберда Валентина Викторовна. 

Педагог владеет следующими профессиональными качествами:

- осуществляет реализацию дополнительной образовательной программы;

- обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения), исходя из психофизиологической целесообразности;

- обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся;

- составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение;

- ведёт установленную документацию и отчетность;

- выявляет творческие способности обучающихся, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей;

- поддерживает одаренных и талантливых обучающихся;

- создаёт комфортные условия для успешного развития личности обучающегося;

- выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса;

- оперативно извещает руководство школы о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи.

Педагогические технологии:

-  технология критического мышления;

- здоровьесберегающие технологии;

- личностно – ориентированные технологии;

- технология сотрудничества.

Содержание программы

Тема 1. Количественные отношения в химии

            Основные стехиометрические законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава, закон Авогадро. Абсолютная атомная масса, абсолютная молекулярная масса. Относительная атомная масса, относительная молекулярная масса. Количество вещества, моль. Молярная масса вещества. Число Авогадро. Массовая доля, молярная доля. Расчёты по химическим формулам. Вычисление числа частиц, содержащихся в определенной массе вещества. Вывод формул соединений по массовым долям химических элементов. Вычисления массовой доли химического элемента в веществе. Закон Авогадро и его следствия. Нормальные условия (н. у.). Молярный объем газов. Относительная плотность газов и смеси газов. Средняя молярная масса смеси газов. Уравнение Менделеева-Клапейрона и его следствия. Газовые законы.

Тема 2. Расчеты по уравнениям химических реакций

            Объемные отношения газов в химических реакциях. Расчёты: практический выход вещества, избыток вещества в химической реакции. Расчёты по нескольким уравнениям реакций. Расчеты по исходному веществу, содержащему   примеси.   Расчёты по термохимическим уравнениям. Определение состава смеси. Вывод формулы вещества по результатам химической реакции. Комбинированные задачи.

Тема 3. Растворы

            Массовая и объёмная доли компонентов в растворе. Действия с растворами (сливание, выпаривание, выделение кристаллогидратов). Разбавление растворов. Молярная концентрация. Расчёты по уравнениям реакций, протекающих в растворах. Комбинированные задачи.

Тема 4. Окислительно-восстановительные реакции

            Важнейшие окислители и восстановители. Метод электронно-ионного баланса Расчёты по уравнениям окислительно-восстановительных реакций.

Тема 5.    Решение разноуровневых заданий

Работа с тренировочными тестами.

Цели программы

Цель программы: формирование интереса к предметам естественного цикла и дальнейшему их изучению в 10-11 классах на повышенном уровне; подготовка к восприятию нового сложного химического содержания в старших классах.

            Задачи программы:

 1) выработка у учащихся правильных навыков оформления решения задач; подготовка школьников к умелому применению обозначений физических величин, единиц СИ и справочной информации;

2) показ логической последовательности, используемой в ходе решения задачи, выработка навыков ее применения;

3) развитие умения грамотного использования различных способов рассуждения при решении.

Результат программы

После   изучения   дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Химия в задачах и упражнениях»   учащиеся  должны

Знать:

· основные понятия, связанные с количеством вещества, объемом газов;

· понятия «доля элемента и компонента»;

· химическая реакция;

· способы решения задач.

Уметь вычислять:

· молекулярную и молярную массы вещества по химическим формулам;

· массу, объём и количество вещества (атомов, молекул);

· плотность газов;

· массовую долю растворенного вещества в растворе;

· массовую долю химического элемента в веществе;    

· количество вещества (массы или объёма), по количеству вещества (массе или объёму), одного из веществ, участвующего в реакции;

· массу одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, содержащего определённую долю примесей;

· массу одного из продуктов по массе раствора, содержащего определенную массовую долю одного из исходных веществ;

· делать расчёты по химическим уравнениям;

· составлять уравнения методом электронного баланса;

· выполнять кинетические задачи.

Результаты изучения предмета:

Деятельность учителя должна быть направлена на достижение обучающи­мися следующих личностных результатов: в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной и профессиональной траектории; 2) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметными результатами являются:

-           использование умений и навыков различных видов позна­вательной деятельности, применении основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;

- использование   основных   интеллектуальных   операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобще­ние, систематизация, выявление причинно-следственных свя­зей, поиск аналогов;

- умение генерировать идеи и определять средства, необхо­димые для их реализации;

- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать: средства реализации цели и применять их на практике;

- использование различных источников для получения хи­мической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.

В области предметных результатов изучение химии предоставляет ученику возможность научиться на профильном уровне:

- в познавательной сфере:

а) давать определения изученным понятиям;

б) объяснять строение и свойства изученных классов неорганических соединений;

в) классифицировать изученные объекты и явления;

г) изучать свойства неорганических ве­ществ, определять их принадлежность к основным классам со­единений;

д) обобщать знания и делать обоснованные выводы о закономерностях изменения свойств веществ;

е) структурировать учебную информацию;

ж) интерпретировать информацию, полученную из других источников, оценивать ее научную достоверность;

з) объяснять закономерности протекания химических реак­ций, прогнозировать возможность их протекания на основе зна­ний о строении вещества и законов термодинамики;

и) объяснять строение атомов элементов 1—4-го периодов с использованием электронных конфигураций атомов;

к) моделировать строение простейших молекул неорганиче­ских веществ, кристаллов;

л) проводить расчёты по химическим формулам и уравне­ниям;

м) характеризовать изученные теории;

н) самостоятельно добывать новое для себя химическое зна­ние, используя для этого доступные источники информации;

- в ценностно-ориентационной сфере — прогнозировать, анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.

Материально-техническая база

Оборудование: оборудованный учебный кабинет, ученические столы, стол педагога, стулья магнитно-маркерная доска, маркеры разного цвета, магниты, ноутбук, мультимедийный проектор, МФУ, лабораторное оборудование «Точки роста».

Материалы: простой карандаш, шариковая ручка, ластик, тетрадь в клеточку, линейка, микрокалькулятор.

Учебно-методическое и информационное обеспечение.

- методическая литература;

- схематические рисунки;

- алгоритмы решения задач;

- инструкции;

- контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет;

- презентационные материалы по тематике разделов.