Юный исследователь

   Программа составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся. Направлена на формирование у ребенка исследовательской позиции не только при решении конкретных учебных проблем, но и в жизненных ситуациях.

Решение нестандартных задач и проведение занимательных практических заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к биологии.

Особый акцент сделан на знакомство с особенностями биологических опытов, исследовательских и лабораторных работ, помогающих наблюдать и изучать те или иные явления живой природы.

преподаватели

Долейчук Регина Олеговна – учитель биологии

Содержание программы

Раздел 1. «Лаборатория Левенгука» 

    Знакомство обучающихся с планом работы и техникой безопасности при выполнении лабораторных работ. Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата.  Рисуем по правилам: правила биологического рисунка.

   Устройство микроскопа. Приготовление и рассматривание микропрепаратов. Зарисовка биологических объектов.

Раздел 2. Практическая ботаника 

    Фенологические наблюдения. Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза, антитеза). Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения Амурской области. Группы растений: культурные, дикорастущие, лекарственные, ядовитые.  Классификация растений. Растения природных зон России. Физиологические исследования растений: фотосинтез, дыхание, рост растений.

 Морфологическое описание растений. Определение растений по гербарным образцам. Ведение дневника наблюдений.

Раздел 3. Биопрактикум 

   Проектно – исследовательская деятельность.  Как правильно выбрать тему, определить цель и задачи исследования. Постановка гипотезы, подбор методов исследования. Составление плана исследования. Правилапроведения и оформления результатов исследования. Источники информации (библиотека, интернет-ресурсы). Правила оформления письменное сообщение и презентации.

    Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю. Представление результатов на школьной конференции. Работа с информацией. Оформление доклада и презентации по определенной теме

Цели программы

Цель программы: создание условий для успешного освоения обучающимися практической составляющей школьной биологии и основ исследовательской деятельности.

Задачи:

Формирование компетенций:

- познавательной: формирование системы научных знаний о системе живой природы и начальных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях и закономерностях;

- практической: развитие умений и навыков проектной и исследовательской деятельности с использованием биологических экспериментов;

- творческой: самореализация, формирующая и развивающая творческие способности в процессе проектно-исследовательской деятельности;

- социальной: формирование основ экологической грамотности.

Результат программы

1) Личностными результатами изучения курса «Юный исследователь» в 5-6 класса являются следующие умения:

·               формирование системы научных знаний о системе живой природы и начальных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях и закономерностях;

·               формирование знаний, принципов и правил отношения к живой природе.

2) Метапредметные результаты:

·                Формирование проектно-исследовательской деятельности: умение видеть проблему, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать и проводить биологические эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

·                умение работать с цифровой лабораторией «ТОЧКА РОСТА», с разными источниками биологической информации.

·                формирование и развитие творческих способностей в процессе проектно-исследовательской деятельности.

3) Предметные результаты:

Обучающийся научится:

·               характеризовать виды цифровых лабораторий и их назначение в практике биологических исследований;

·               различать виды измерительных датчиков, уметь пользоваться ими на практике;

·               проводить эксперимент по теме по установленному плану;

·               читать графики по результатам исследований и анализировать их;

·               формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

Обучающийся получит возможность научиться:

·               применять на практике результаты полученных исследований;

безопасно и эффективно использовать цифровое и лабораторное оборудование.

Особые условия проведения

Адресат программы: программа предназначена для обучения детей с 10-13 лет, без гендерных разделений. Формируются группы разного возраста, состав постоянный.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

1. Помещение, соответствующее санитарно – гигиеническим нормам и технике безопасности;

2. Столы для учащихся – 15 штук;

3. Стулья – 30 штук;

4. Стол учительский – 1 штука;

5. Стол демонстрационный;

6. Шкафы для хранения наглядных пособий, лабораторных приборов;

7. Раковина с подведённой водой;

8. Дидактический материал: таблицы (и т.д.), схемы, журналы, энциклопедии по биологии.

9. Оборудование к игровым занятиям, карточки, анкеты, опросники.

10. Оборудование: нетбуки (3 шт), ноутбук (4 шт), мультимедийный проектор.

11. Микроскопы – 15 шт.

12. Ящики с цифровой лабораторией по биологии (3 шт)

13.Плакаты по ботанике, растительной и животной клетки – (1 шт)

Данные занятия могут быть индивидуальные или групповые.

Кадровое обеспечение: Программу реализует педагог высшего педагогического образования по специальности учитель биологии и географии, постоянно повышающий квалификацию.

Информационно-методическое обеспечение: плакаты, дидактические карточки, раздаточный материал (лабораторное оборудование), инструкции, видео, интернет-ресурсы.