"Рыжий мяч"

  • (1)

Актуальность программы - является дополнительным этапом  целостного обучении детей и подростков игре баскетбол. Программа создана на основе изучения: учебных пособий, специализированных материалов  и популярных источников (литература, интернет), а также на основе обобщения и систематизации многолетнего опыта работы составителя программы по данному профилю деятельности. Статус программы подтвержден достижениями воспитанников (призовые места на соревнованиях разного уровня).

Билет в будущее.  Программа востребована   обучающимися  и родителями, так как  является альтернативой современным гаджетам. Нацеливает на профессии: тренера, учителя физкультуры, инструктора.

Новизна - учебное содержание программы лежит в области пересечения физкультурной и спортивной деятельности, совпадая с актуальными трендами современного дополнительного образования, что способствует формированию ценностных ориентиров: здорового образа жизни,  активного отдыха, совершенствование навыков в игровых видах спорта. Соприкосновение с  баскетбольным мячом  даёт возможность подростку на собственном опыте осознать целостность и значимость данного вида спорта. Игра баскетбол  позволяет абсолютно любому обучающемуся реализовать свой спортивный потенциал и приобрести компетенции в области игровых видов спорта.

Отличительные особенности  - Традиционно обучение баскетболу  направлено на совершенствование игровых навыков. 

При реализации данной программы учитываются интересы и возможности  обучающихся. Средствами увлекательных тренировок раскрываются способности,  физический потенциал детей.

В этом смысле, программу можно отнести как к физкультурной, так и спортивной  направленности в зависимости от
специфики потребностей конкретных обучающихся.

Программа сквозная, носит обязательные и вариативные предметные области   может корректироваться с учетом возрастных возможностей учащихся, создаёт условия, обеспечивающие развитие способностей подростков с учетом их мотивации через интегрированные занятия.

преподаватели

Абехтивков В.Л. учитель физической культуры

Содержание программы

1.     ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ
Теоретическая основа физической культуры и спорта
БП 2 часа
ТП 6 часов
знание истории развития спорта,

знание места и роли физической культуры и спорта в современном обществе,

знание основ законодательства в области физической культуры и спорта;

знания, умения и навыки гигиены;

знание режима дня, основ закаливания организма, здорового образа жизни;

знание основ здорового питания;

формирование осознанного отношения к физкультурно-спортивной деятельности, мотивации к регулярным занятиям физической культурой и спортом;

знание основных правил по виду спорта «Баскетбол»
Общая физическая подготовка
БП 6 часов
ТП 30 часов
укрепление здоровья, разностороннее физическое развитие, способствующее улучшению приспособленности организма к изменяющимся условиям внешней среды;

повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию как основы дальнейшей специальной физической подготовки;

развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости) и их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий избранным видом спорта;

формирование двигательных умений и навыков;

освоение комплексов общеподготовительных, общеразвивающих физических упражнений;

формирование социально-значимых качеств личности;

получение коммуникативных навыков, опыта работы в команде (группе);

приобретение навыков проектной и творческой деятельности
Вид спорта «Баскетбол»
10 часов
30 часов
развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости) в соответствии со спецификой избранного вида спорта;
овладение основами техники и тактики избранного вида спорта;
освоение комплексов подготовительных и подводящих физических упражнений;
освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности обучающихся тренировочных нагрузок;
знание требований к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке в избранном виде спорта;
знание требований техники безопасности при занятиях избранным спортом;
приобретение опыта участия в физкультурных и спортивных мероприятиях;
знание основ судейства по избранному виду спорта.
ВАРИАТИВНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ
Различные виды спорта и ПИ
5% от общего максимального объема УП уровня сложности программы
4 часа
8 часов
умение точно и своевременно выполнять задания, связанные с правилами избранного вида спорта и подвижных игр;

умение развивать физические качества по избранному виду спорта средствами других видов спорта и подвижных игр;

умение соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном выполнении упражнений;

приобретение навыков сохранения собственной физической формы.
Акробатика (ОФП)
2 часа
4 часа
умение выполнять комплексы специальных акробатических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств в виде спорта;

умение соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном выполнении упражнений;

приобретение навыков пластичности.

Цели программы

Создание условий для формирования и развития спортивных способностей обучающихся, удовлетворения их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном развитии, подготовки спортсменов в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки для участия в соревнования.

Результат программы

Результатами освоения Программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области теоретических основ физической культуры и спорта:

-истории развития избранного вида спорта;

-места и роли физической культуры и спорта в современном обществе;

-основ спортивной подготовки и учебно-тренировочного процесса;

-основ законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила баскетбола, требования, нормы и условия выполнения спортивных разрядов и званий; федеральный стандарт спортивной подготовки по баскетболу; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями; предотвращение противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и об ответственности за такое противоправное влияние);

-необходимых сведений о строении и функциях организма человека;

-гигиенических знаний, умений и навыков;

-режима дня, закаливания организма, здорового образа жизни;

-основ спортивного питания;

-требований к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке;

-требований техники безопасности при занятиях баскетболом.

в области общей и специальной физической подготовки:

-освоение комплексов физических упражнений;

-развитие основных физических качеств (гибкости, быстроты, силы, координации, выносливости) и их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий баскетболом;

- укрепления здоровья, повышения уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма, содействия гармоничному физическому развитию, воспитанию личностных качеств и нравственных чувств (коллективизм, взаимопомощь).

в области вида спорта и специальных навыков:

-овладение основами техники и тактики в баскетболе;

-приобретение соревновательного опыта путем участия в спортивных соревнованиях;

-повышение уровня функциональной подготовленности;

-освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности занимающихся тренировочных и соревновательных нагрузок;

в области различных видов спорта и подвижных игр:

-умение точно и своевременно выполнять задания;

-умение развивать профессионально необходимые физические качества в баскетболе средствами других видов спорта и подвижных игр;

- умение соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном выполнении упражнений;

-навыки сохранения собственной физической формы.

Особые условия проведения

Отличительные особенности  - Традиционно обучение баскетболу  направлено на совершенствование игровых навыков. 

При реализации данной программы учитываются интересы и возможности  обучающихся. Средствами увлекательных тренировок раскрываются способности,  физический потенциал детей.

В этом смысле, программу можно отнести как к физкультурной, так и спортивной  направленности в зависимости от
специфики потребностей конкретных обучающихся.

Программа сквозная, носит обязательные и вариативные предметные области   может корректироваться с учетом возрастных возможностей учащихся, создаёт условия, обеспечивающие развитие способностей подростков с учетом их мотивации через интегрированные занятия.

Для обучающихся с ОВЗ  программа мобильна, каждый может выбрать свой индивидуальный маршрут.

Занятия в группах ведутся с учётом  индивидуального развития каждого ребенка, осваивать программу  могут дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ на первых занятиях тестируются, выявляется их общий уровень подготовки и на основании тестов материал программы корректируется.

Методы выявления и отбора одаренных детей
Немаловажную роль в дополнительном образовании играет
организация и методика отбора, качество которого во многом определяет
эффективность тренировочного процесса. Система индивидуального отбора представляет собой целевой поиск для определения состава обучающихся по виду спорта «Баскетбол». Индивидуальный отбор – это многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования (педагогических, медико-биологических, психологических, социологических и др.). Организация отбора предусматривает его проведение в три этапа. На первом этапе определяется целесообразность выбора вида спорта, учитывая соответствие физических и психических данных ребенка требованиям,
предъявляемым видом спорта (баскетбол). На втором выявляются
способности к прогрессированию в процессе тренировки. На третьем этапе
решается задача выбора наиболее талантливых спортсменов, способных в
перспективе показывать высокие спортивные результаты.
Система отбора включает в себя:
а) массовый просмотр и тестирование детей с целью ориентирования их на занятия спортом;
б) отбор перспективных спортсменов для комплектования групп.
в) просмотр и отбор перспективных спортсменов на тренировочных сборах и
соревнованиях.

Материально-техническая база

Баскетбольное оборудование состоит из щитов, ферм выноса щита от стены,
корзины с кольцом и сеткой, стойки. Баскетбольное оборудование
представлено большим ассортиментом снаряжения.
Оборудование баскетбольной площадки.

Игровая площадка для игры в баскетбол представлена в виде прямоугольной зоны с твердым покрытием без каких-либо преград.

Потолок. Играть в баскетбол можно в помещении с потолком не ниже 7 м.
Освещение. Баскетбольные матчи можно проводить только на хорошо и равномерно освещенных аренах. Источник света не должен слепить ни игроков, ни судей. Линии начерчены краской белого цвета. Все наносимые черты одного размера (5 см. ширину) и хорошо заметны. Лицевые и боковые линии
ограничены двумя лицевыми линиями, а длинные стороны – двумя боковыми. Они не относятся к игровой зоне.
Всевозможные препятствия, например, скамейки для игроков, находиться на безопасном расстоянии от баскетбольного поля (не менее 2 м).
Центральная линия - посередине зала проведена параллельно лицевым
направляющим, начиная с середины боковых границ. Выступ центральной
линии за боковые границы должен быть 15 см.
Линии штрафного броска, ограниченные зоны и области штрафного броска
Параллельно с лицевыми направляющими отмечают линию штрафного
броска. Самый дальний ее угол находиться на расстоянии 5,8 м от
внутренней границы лицевой линии. Длина данной линии составляет 3,6 м.
Если мысленно соединить середины двух лицевых линий, то именно в этом
месте должна размещаться середина линии штрафного броска.
Баскетбольная площадка имеет ограниченные зоны, которые очерчены
лицевыми линиями, линиями, от них начинающимися, и линиями штрафного
броска. Внешние края данных областей располагаются на расстоянии
3 м от середины лицевых линий и заканчиваются на внешней границе линий
штрафного броска. Все эти линии, помимо лицевых, входят в ограниченные
зоны, которые покрашены в другой цвет, но одинаковый с цветом
центрального круга. Центральный круг в середине баскетбольной площадки радиусом 1,8 м. Эта часть площадки такого же цвета, как
ограниченные зоны. Команда может забивать трехочковые броски с любого места баскетбольной площадки, кроме зоны около корзины противоположной команды, которая ограничена: двумя параллельно расположенными чертами, которые начинаются с лицевой линии на расстоянии 6,25 м от места на площадке, полученного при пересечении с ним перпендикулярной линии, идущей из центра корзины противоположной команды. Длина линии от этого места до внутренней границы середины лицевой линии должна составляет 1,575 м; полукругом размером 6,25 м в радиусе до внешней границы его линии с центром в месте, описанном выше, до соприкосновения с параллельными линиями.

Зоны скамеек команд. Игроки сидят за пределами площадки в строго отведенной зоне, где располагаются столик секретаря и скамейки для команд. Каждый участок ограничен чертой, которая является продолжением лицевой
линии, длиной как минимум 2 м, и другой чертой длиной не менее 2 м,
которая нанесена  на расстояние 5 м от центральной линии под прямым
углом к боковой линии.

Счетный стол и скамейки/стулья замены. Члены судейской команды должны иметь хороший обзор игровой площадки. Для обеспечения обзора скамейки и стулья для замен   меньше по размеру, чем судейские стулья. А столик и стул для секретаря находится на возвышении.

Баскетбольная корзина соответствует всем требованиям.
Какой баскетбольный мяч выбрать. Практика показывает, что самый лучший
вариант для игры в зале – это мяч indoor. Идеальное решение – это
иметь два качественных мяча для игры в баскетбол на открытой и закрытой
площадках  с весом от 300 до 330 г.