Информатика. Углублённый курс

Рабочая программа по информатике для 10 – 11 классов составлена в соответствии с положениями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной основной образовательной программой среднего общего образования, на основе авторской программы углубленного уровня К. Ю. Полякова, Е. А. Еремина (издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»), а также с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования; авторского тематического планирования учебного материала и базисного учебного плана.

Содержание программы

10 класс (1-ый год обучения):

  1. Техника безопасности. Организация рабочего места - 1 час (теория - 1 час, практика - 0 часов);
  2. Информация и информационные процессы - 5 часов (теория - 2 часа, практика - 3 часа);
  3. Кодирование информации - 14 часов (теория - 4 часа, практика - 10 часов);
  4. Логические основы компьютеров - 10 часов (теория - 3 часа, практика - 7 часов);
  5. Компьютерная арифметика - 6 часов (теория - 2 часа, практика - 4 часа);
  6. Устройство компьютера - 9 часов (теория - 4 часа, практика - 5 часов);
  7. Программное обеспечение - 13 часов (теория - 3 часа, практика - 10 часов);
  8. Компьютерные сети - 9 часов (теория - 3 часа, практика - 6 часов);
  9. Алгоритмизация и программирование - 43 часа (теория - 8 часов, практика - 35 часов);
  10. Решение вычислительных зада на компьютере - 12 часов (теория - 2 часа, практика - 10 часов);
  11. Информационная безопасность - 6 часов (теория - 3 часа, практика - 3 часа);
  12. Резерв - 8 часов (теория - 4 часа, практика - 4 часа).

Всего: 136 часов (теория - 39 часа, практика - 97 часа);

11 класс (2-ой год обучения):

  1. Техника безопасности. Организация рабочего места - 1 час (теория - 1 час, практика - 0 часов);
  2. Информация и информационные процессы - 10 часов (теория - 4 часа, практика - 6 часов);
  3. Моделирование - 12 часов (теория - 4 часа, практика - 8 часов);
  4. Базы данных - 16 часов (теория - 4 часа, практика - 12 часов);
  5. Создание веб-сайтов - 18 часов (теория - 4 часа, практика - 14 часов);
  6. Элементы теории алгоритмов - 6 часов (теория - 2 часа, практика - 4 часа);
  7. Алгоритмизация и программирование - 24 часа (теория - 6 часов, практика - 18 часов);
  8. Объектно-ориентированное программирование - 15 часов (теория - 4 часа, практика - 11 часов);
  9. Компьютерная графика и анимация - 12 часов (теория - 3 часа, практика - 9 часов);
  10. Трехмерная графика - 16 часов (теория - 4 часа, практика - 12 часов);
  11. Резерв - 6 часов (теория - 3 часа, практика - 3 часа);

Цели программы

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: обеспечение дальнейшего развития информационных компетенций выпускника, его готовности к жизни в условиях развивающегося информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда.

ЗАДАЧИ

Обучающие.

• сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;

• владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;

• сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;

• систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;

• сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;

• сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;

• сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;

• понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;

• владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);

• сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;

• владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;

• овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;   

• владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;

• владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;

• владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;

• владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.

Развивающие.

• развивать логическое мышление и пространственное воображение;

• развивать фантазию, воображение и творческую активность;

• расширять кругозор воспитанников в области применения компьютера;

• развивать личную эффективность учащихся через освоение основ логической культуры;

• развивать аналитические способности через навык рефлексии;

• развивать коммуникативную компетентность в контексте причинно- следственных связей;

• развивать устойчивый познавательный интерес как свойство личности;

• развивать логическое мышление и навыки XXI века (критического и креативного мышления), работать над созданием синкретичного, нелинейного, мультимодального изображения.

Воспитательные:

• воспитывать стремление к самообразованию;

• воспитывать чувство ответственности за свою работу;

• воспитывать творчески активную и самостоятельную личность с нравственной позицией и нравственным самопознанием;

• содействовать в ходе занятий формированию основных мировоззренческих идей (например, материальности мира, причинно-следственных связей между явлениями, развития в природе и обществе, познаваемость мира и его закономерностей);

• воспитывать экологическое, гуманистическое мышление, лояльное отношение к чужим взглядам, позиции, образу жизни.

Результат программы

Личностные результаты

Ученик

• сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;

• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

• навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

• эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;

• осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

·      владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

·      опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

·      владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Познавательные универсальные учебные действия:

·      строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям, строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

·      владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель»,

«алгоритм», «исполнитель» и др.;

·      владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

• умение ставить вопросы (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации);

• умение корректно разрешать конфликты;

• умение выражать свои мысли;

• умение управлять поведением своим и партера (контроль, коррекция, оценка действий партнера);

• умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (определение целей, функций участников, способов взаимодействия).

.    умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

.    умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

 

Особые условия проведения

Соблюдать технику безопасности при работе с компьютером и периферией.

Материально-техническая база

1.   Требования к помещению и технике:

-    учебный компьютерный кабинет с 30 рабочими местами для обучающихся, 1 рабочим местом для учителя;

-    моноблочное интерактивное устройство или проектор с экраном;

-    МФУ формата А4;

-    флипчарт с комплектом листов или маркерная доска с письменными принадлежностями.

2.     Программное обеспечение:

-    текстовый редактор (Блокнот или Gedit) и текстовый процессор (Word или OpenOffice.org Writer);

-    табличный процессор (Excel или OpenOffice.org Calc);

-    средства для работы с базами данных (Access или OpenOffice.org Base);

-    графический редактор Gimp (http://gimp.org);

-    редактор звуковой информации Audacity (http://audacity.sourceforge.net);

-    среда программирования КуМир (http://www.niisi.ru/kumir/);

-    среда программирования FreePascal (http://www.freepascal.org/);

-    среда программирования Lazarus (http://lazarus.freepascal.org/).

3.     Расходные материалы:

-    бумага для печати (формат А4);

-    набор простых карандашей;

-    набор черных шариковых ручек;

 

Дистанционная образовательная система moodle: платформа moodle (при необходимости).