Информатика 6 класс

Рабочая программа по предмету составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы образовательного учреждения (основная школа), а также авторской программы курса «Информатика» Л.Л. Босовой, рекомендованной Министерством образования РФ, которая является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»), а также требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий ‒ одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т.е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами. Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

Содержание программы

  1. Объекты окружающего мира - 13 часов (теория - 7 часов, практика - 6 часов);
  2. Компьютерные объекты - 10 часов (теория - 5 часов, практика - 5 часов);
  3. Отношения объектов и их множеств - 11 часов (теория - 4 часа, практика - 7 часов).

Итого: 34 часа (теория - 16 часов, практика - 18 часов)

Цели программы

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: развития творческого и инженерного мышления у учащихся по средствам информационных технологий.

ЗАДАЧИ

Обучающие.

•      показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

•      организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

•      организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

•      создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

•      освоить понятийный аппарат изучаемой дисциплины.

Развивающие.

•      развивать логическое мышление и пространственное воображение;

•      развивать фантазию, воображение и творческую активность;

•      расширять кругозор воспитанников в области применения компьютера;

•      развивать личную эффективность учащихся через освоение основ логической культуры;

•      развивать аналитические способности через навык рефлексии;

•      развивать коммуникативную компетентность в контексте причинно- следственных связей;

•      развивать устойчивый познавательный интерес как свойство личности;

•      развивать логическое мышление и навыки XXI века (критического и креативного мышления), работать над созданием синкретичного, нелинейного, мультимодального изображения.

Воспитательные:

•      воспитывать стремление к самообразованию;

•      воспитывать чувство ответственности за свою работу;

•      воспитывать творчески активную и самостоятельную личность с нравственной позицией и нравственным самопознанием;

•      содействовать в ходе занятий формированию основных мировоззренческих идей (например, материальности мира, причинно-следственных связей между явлениями, развития в природе и обществе, познаваемость мира и его закономерностей);

•      воспитывать экологическое, гуманистическое мышление, лояльное отношение к чужим взглядам, позиции, образу жизни.

Результат программы

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные результаты:

‒      наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;

‒      владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

‒      способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

‒      способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

‒      широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества;

‒      готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

‒      интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

‒      основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;

‒      способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

‒      владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.

‒      владение основными универсальными умениями информационного характера;

‒      опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

‒      владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний;

2. Регулятивные УУД:

- владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств;

- прогнозирование – предвосхищение результата;

- контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки);

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;

- оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

3. Коммуникативные УУД:

- широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.

- развивать способы взаимодействия с учителем, одноклассниками;

- развивать навыки и умения во всех видах речевой деятельности;

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета, научиться приветствовать и прощаться в соответствии с этикетными нормами;

- развивать умение работать в парах, в группе, освоить способы совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Предметные результаты:

- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;

- формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

- формирование умений формализации и структурирования информации;

- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Особые условия проведения

Соблюдать технику безопасности при работе с компьютером и периферией.

Материально-техническая база

Требования к помещению:

·                 учебный кабинет с 20 рабочими местами для обучающихся, 1 рабочим местом для учителя;

·                 Оборудование:

·                 моноблочное интерактивное устройство;

·                 МФУ формата А4;

·                 флипчарт с комплектом листов или маркерная доска с письменными принадлежностями.

·                 ноутбук с мышью для обучающегося;

Программное обеспечение:

·                 офисное программное обеспечение;

·                 графический редактор.

·                 расходные материалы:

·                 бумага для печати (формат а4);

·                 набор простых карандашей;

·                 набор черных шариковых ручек;

Дистанционная образовательная система moodle: платформа moodle (при необходимости).