Клуб интеллектуальных игр

4 сентября 1975 года впервые вышла в эфир игра «Что? Где? Когда?» В передаче приняли участие две семьи из Москвы: семья Ивановых и семья Кузнецовых. Съемки проходили в квартирах обеих семей. Каждой было задано 11 вопросов. Потом два сюжета соединили в одну передачу. Шоу, каким мы привыкли его видеть, появилось 24 декабря 1977 года. Спустя два года игроков за столом впервые назвали знатоками.

Мало кто знает, но именно эта игра стала аналогом ГИА.

Интеллектуальные игры давно внедрились в наши школы и это не случайно. В школе игра, соединяя в себе серьезное интеллектуальное занятие и забаву, развлечение, открывает путь к качественно новому уровню обучения.

Данная программа направлена на то, чтобы научить детей нестандартно мыслить, развить своё упорство и сообразительность, умение находить оригинальные решения, а самое главное, пополнить свой багаж знаний.

Игра – одно из первых занятий, с которым человек знакомится еще в самом раннем детстве. Именно играя, он познает мир, делает собственные маленькие открытия, учится общаться с людьми. Ребенок растет, становится подростком, и его игры меняются вместе с ним, сохраняя свои функции: объединение людей, познание, возможность совершить открытие.

Все эти возможности предоставляют интеллектуальные игры и, прежде всего, конечно, «Что? Где? Когда?». Обучение по программе актуально для интеллектуально одаренных детей и подростков, так как игры, предусмотренные деятельностью кружка, способствуют развитию основных характеристик творческого и логического мышления. Поиск ответа за достаточно малое (всего 1 минута) время учит концентрации внимания, быстроте принятия решений. Элементы проектной и организаторской деятельности способствуют развитию навыков самостоятельной работы. Одним из важных воспитательных моментов является командный характер игры. Чтобы добиться результата, надо уметь слушать товарища, уважать его мнение, объективно оценивать и принимать коллективное решение. Навыки коллективной работы, полученные в игре, находят применение, как в школьной, так и во внеучебной деятельности обучающихся.

Занятия по программе курса способствуют воспитанию нравственных и моральных качеств детей и подростков, так как соблюдение правил игры и честность по отношению к сопернику является одним из важнейших принципов деятельности кружка. И еще одна отличительная черта – уважение к своей команде, к организаторам и к противнику. Дружеская атмосфера позволяет избавиться от агрессии к сопернику по игре, создать доброжелательный настрой по отношению ко всем играющим. «Что? Где? Когда?» не только игра, но и спорт. А для спорта важно постоянное самосовершенствование, работа над собой. Ни один спортсмен не добьется успеха без волевых качеств, самообладания и стремления к победе – то же касается и участника интеллектуальной игры.

Один из самых сложных моментов не только в игре, но и в жизни,- не обратить внимания на неудачу, не бросить начатое дело. Но еще сложнее адекватно воспринять свою собственную победу. Тренировки в кружке делают и победы, и поражения регулярными, превращают их в обыденные происшествия и воспитывают спокойное отношение к ним.

Содержание программы

  1. Вводное занятие (2 часа);
  2. Философское мировоззрение (2 часа);
  3. Телевизионные интеллектуальные игры (4 часа);
  4. Лингвистические игры (2 часа);
  5. Занимательные вопросы (2 часа);
  6. Типы вопросов для игры «Что? Где? Когда?» (2 часа);
  7. Командное взаимодействие и сплочение команд. Основные понятия (6 часов);
  8. Метод «мозгового штурма» и его применение в интеллектуальных играх (6 часов);
  9. Проектная деятельность. Написание вопросов к играм «Что? Где? Когда?» и др. (8 часов);
  10. Конкурс составления вопросов (2 часа);
  11. Игра по вопросам членов кружка (2 часа);
  12. Религии мира (2 часа);
  13. Чудеса света (2 часа);
  14. Путешественники и открытия (2 часа);
  15. Правила работы с энциклопедическим словарем (2 часа);
  16. Правила поиска и отбора информации в сети Интернет (4 часа);
  17. Правила поиска и отбора информации в библиотеке (4 часа);
  18. Игра «Лестница знаний» (1 час);
  19. Игра «Интеллектуальный бумеранг» (1 час);
  20. «Интеллект – бой» (1 час);
  21. «Эрудит – лото» (1 час);
  22. «Своя игра» (2 часа);
  23. «Слабое звено» (1 час);
  24. «Десятка» (1 час);
  25. «Один за всех» (2 час);
  26. «Брейн-ринг» (2 часа);
  27. Итоговое занятие (2 часа).

Итого: 68 часов

Цели программы

Цель программы: развитие интеллектуального потенциала и повышение эрудиции одаренных детей.

Задачи обучения:

1. Воспитательные задачи:

                формирование навыков коллективного принятия решений;

                формирование адекватного отношения к игре, своей победе или неудаче.

2. Развивающие задачи:

                развитие мотивации к интеллектуальной деятельности;

                формирование межпредметных связей;

                развитие ассоциативного, логического и творческого мышления.

3. Обучающие задачи:

                знакомство с методом «мозгового штурма»;

                обучение самостоятельному оперативному принятию решений.

Программа направлена на раскрытие и развитие отдельной личности, одной из главных задач программы становится объединение уже сложившейся команды. Немалая часть занятий в программе обучения посвящена написанию вопросов «Что? Где? Когда?». Эта форма работы не только помогает лучше понять специфику игры и вследствие этого улучшить результаты, но и позволяет развить навыки научной аргументации и грамотной критики.

Результат программы

Универсальные учебные действия

Личностные универсальные учебные действия:

- положительное отношение к исследовательской деятельности;

- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новому содержанию и новым способам познания;

-  ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

-  адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;

- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;

-  вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Познавательные:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной формах;

- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

- владеть основами смыслового чтения текста;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Коммуникативные:

- допускать существование различных точек зрения;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Особые условия проведения

Условиями реализации программы являются:

· помещение для занятий,

· учебные принадлежности,

· учебная литература (словари, энциклопедии и пр.),

· наглядные пособия для проведения игр,

· участие в районных турнирах,

· изучение литературы дома.

 

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение

· компьютер подключенный к сети интернет;

· мультимедийный проектор; принтер для распечатывания нот;

· аудиопроигрыватель;

· дидактические материалы;

· таблицы, схемы;

· раздаточные материалы.