Юный шахматист

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. 


Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление детей, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат с 3–8 лет, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам.

Содержание программы

  1. РАЗДЕЛ I. Теоретические основы и правила шахматной игры - 34 часа (теория - 6 часов, практика - 28 часов);
  2. РАЗДЕЛ II. Практико-соревновательная деятельность - 34 часа (теория - 4 часа, практика - 30 часов).

Итого: 68 часов (теория - 10 часов, практика - 58 часов).

Цели программы

Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного развития детей младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру.

 

Задачи программы подразделяются на общие, образовательные, оздоровительные и воспитательные.

Общие задачи направлены на:

– массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру;

– приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;

– открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;

– выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;

Образовательные задачи способствуют:

– приобретению знаний из истории развития шахмат;

– постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шахматных фигур, особенностях их взаимодействия;

– овладению приёмами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых положениях;

– освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;

– знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время партии;

– изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.

Оздоровительные задачи направлены на формирование:

– представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности;

– первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений.

Воспитательные задачи способствуют:

– приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время;

– воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

– формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.

Результат программы

В результате освоения программы «Шахматы в школе» учащиеся должны знать /применять:

– правила техники безопасности во время занятий;

– историю возникновения и развития шахматной игры;

– приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.

– уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

– знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятия каждой фигуры; – иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнёра;

– ориентироваться на шахматной доске;

– играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

– правильно располагать шахматную доску между партнёрами;

– правильно расставлять фигуры перед игрой;

– рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;

– знать, что такое ничья, пат и вечный шах;

– знать «цену» каждой шахматной фигуры;

– усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём и королём;

– владеть способом взятия на проходе;

– записывать шахматную партию;

– уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнёра.

– уметь видеть нападение со стороны партнёра, защищать свои фигуры, нападать и создавать угрозы;

– решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи;

– ставить мат одинокому королю ладьёй и королём;

– разыгрывать шахматную партию с партнёром от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте;

– реализовывать большое материальное преимущество.

– владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат»;

– понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в начале партии;

– знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля;

– уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое материальное преимущество;

– владеть основными шахматными понятиями;

– владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариантов в практической игре;

– находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два– три хода;

– разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать теоретические позиции;

– уметь реализовывать материальное преимущество; – принимать участие в шахматных соревнованиях.

 

Материально-техническая база

Занятия проводятся в учебном кабинете площадью не менее 30 кв. м.

Классы оснащены необходимой мебелью: столы, стулья по количеству обучающихся, рабочее место для педагога, флипчарт, шахматные поля, демонстрационная шахматная доска с фигурами.

Кабинет оснащен техническими средствами: мультимедиа-проектор, интерактивная доска, компьютер для педагога, МФУ формата А4, соединение с Интернетом.

Кабинеты оснащены расходными материалами для проведения занятий: бумага формата А4,  карандаши, ластик, ручки, циркули, линейки, маркеры для доски, ножницы, др.