«Основы медийной безопасности»

Образовательная программа «Основы медийной безопасности» разработана в связи с возросшей потребностью обеспечения информационной безопасности детей при обучении, организации внеучебной деятельности и свободном использовании современных информационно-коммуникационных технологий (интернет, сотовая (мобильная) связь и СМИ).

Медиабезопасность ребенка – это задача и семейного и школьного воспитания.

Направленность – социально-гуманитарная

Нормативно – правовое обеспечение программы

 Программа «Основы медийной безопасности» разработана в соответствии с нормативными документами, в которых закреплены содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования:

-  Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

-    Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018    № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

- Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г.         № 1726

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

- «Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ среднего, профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением ЭО и ДОТ» от 20.03.2020 г.

Форма обучения, объём программы в часах

Реализация программы предусматривает консультации в дистанционном формате.

Объем программы - 16 часов.  Один раз в неделю по одному академическому часу. Академический час - 40 минут.

Особенности организации образовательного процесса:

- форма реализации образовательной программы – дистанционная,

как в полном объеме, так и по отдельным модулям с учетом потребностей обучающихся.

- организация формы обучения – групповая

- количество обучающихся –  в группе до 25 чел., количество групп не ограниченно

преподаватели

нет

Содержание программы

Сохранение физического и психического здоровья детей в современной информационной среде.

Тема 1.1 Здоровьесберегающие технологии при работе на ПК.

         Здоровьесберегающие технологии, применяемые при организации работы обучающихся на компьютере. Гигиенические требования к организации занятий с использованием новых информационно-компьютерных технологий.  Профилактика нарушений здоровья детей в современной информационной среде.

Тема 1.2    Негативное воздействие компьютера на психическое здоровье детей.

         Воздействие компьютера на психическое здоровье детей. Уход от реальности. Признаки, характерные для игромании, как разновидности зависимого поведения. Стресс при работе с компьютером. Способы его профилактики и коррекции.

Модуль 2. Информационная этика и правовые аспекты защиты информации

Тема 2.1 Информационная этика и право.

         Информационная        безопасность.      Угрозы      информационной безопасности. Уровни информационной безопасности. Направления защиты компьютерной информации.

Тема 2.2 Основные законы России в области компьютерного права и защиты детей.

·        Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (от 29.12.2010 г.  № 436-ФЗ –1 с последующим изменением и дополнением)

·        Федеральный закон «о введении в действие части четвертой гражданского кодекса РФ» (от 18.12.2006 г. № 231-ФЗ).

·        Федеральный закон «о связи» (от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ с последующим изменением и дополнением).

·        Федеральный закон «об информации, информационных технологиях и защите информации» (от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ).

Модуль 3. Безопасность детей, использующих интернет, мобильную связь, СМИ, различные виды телекоммуникаций.

Тема 3.1. Опасности, с которыми дети могут столкнуться в сети интернет. Организация правильного поиска необходимой информации в сети интернет и СМИ

         Риск получения ребенком доступа к неподходящей информации. Типы рисков. Организация правильного поиска необходимой информации в сети интернет и СМИ.

 Тема 3.2.  Безопасное общение детей в интернете

         Противостояние угрозам из интернета. Инструкции по безопасному общению в чатах. Интернет-этика поведения в интернете. Как не следует вести себя в сети. Безопасное общение при использовании мобильной (сотовой) связи.

Тема 3.3. Феномен «Интернет-зависимости». Профилактика интернет-зависимости у детей и подростков.

Феномен «интернет-зависимости». Профилактика интернет-зависимости. Преодоление интернет-зависимости у детей и подростков.

Тема 3.4. Технологии безопасной работы в сети интернет

         Основные угрозы безопасности детей в интернете: киберхулиганы, злоупотребление общим доступом к файлам, хищники, неприличный контент, вторжение в частную жизнь.

Повышение уровня общей безопасности при работе в сети. Советы по безопасности при работе на общедоступном компьютере.

Тема 3.5.   разработка проекта учебного занятия по теме «безопасность детей, использующих интернет, СМИ, различные виды телекоммуникаций».

 Модуль 4. Технологии и средства защиты информации от противоправных посягательств в сети интернет, мобильной (сотовой) связи и СМИ. 

Тема 4.1 Уровни и меры по защите информации

         Цели совершения преступления. Основные понятия в области защиты информации от разрушения и несанкционированного доступа. Уровни защиты информации. Меры по защите информации. Планирование мер по защите информации на создаваемые электронные ресурсы.

Тема 4.2 Меры безопасности при работе с электронной почтой

         Основные угрозы личной безопасности: кража индентификационных сведений, мистификация, нежелательная почта (спам). Доступ к файловой системе (папкам). Утечка информации через электронную почту. Социальная инженерия. Фишинг. Меры безопасности при работе с электронной почтой.

Тема 4.3. Основы безопасности сотовой (мобильной) связи.

         Основы безопасности при использовании мобильной (сотовой) связи. Виды мошенничества в мобильной связи. Меры предосторожности и безопасности при использовании сотовой (мобильной) связи.

Тема 4.4 Разработка проекта учебного занятия по теме «средства защиты информации от противоправных посягательств в сети интернет, мобильной (сотовой) связи и СМИ».

Модуль 5.  Компьютерные вирусы и средства защиты

Тема 5.1.  Компьютерные вирусы и средства защиты

         Обзор и классификация компьютерных вирусов. Способы распространения вирусов. История вредоносных программ. Вирусная терминология. Классификация вирусов. Самые распространенные вирусы. Цикл функционирования вирусов.          Антивирусное программное обеспечение и антишпионские программы. Методы борьбы с вирусами. Меры защиты от проникновения и распространения вирусов.

Цели программы

Цель программы: освоение детьми базовых принципов медиабезопасности  и  защиты от возможных компьютерных угроз.

Результат программы

Результатами освоения программы являются:

1.     Осознание значимости проблемы медиабезопасности детей, ее решение для развития общества и будущего подрастающего поколения;

2.      Повышение уровня знаний в области правовых аспектов медиабезопасности;

3.     Знание способов защиты от противоправных посягательств в сети интернет и мобильной (сотовой) связи.

Особые условия проведения

Особенности организации образовательного процесса:

- форма реализации образовательной программы – дистанционная,

как в полном объеме, так и по отдельным модулям с учетом потребностей обучающихся.

- организация формы обучения – групповая

- количество обучающихся –  в группе до 25 чел., количество групп не ограниченно

Материально-техническая база

Компьютер, ноутбук