Здесь Родины моей начало

Одной из современных инновационных форм организации учебного процесса является использование дистанционных образовательных технологий, позволяющих посредством электронной сети Интернет организовать обучение учеников.

Краткосрочная дистанционная   дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Здесь Родины моей начало» дает возможность каждому ребенку получать дополнительное образование.

Изучение литературы и истории родного края по данной программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание духовно-нравственной культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет учащимся внести реальный вклад в сбережение своей малой родины.

преподаватели

Кражан Виктория Петровна

Попова Екатерина Андреевна

Содержание программы

Содержание учебного плана.

 Раздел 1.

 Тема 1. История возникновения Амурской области. История области. Знакомство с понятиями «край», «район». Исследование древности.    

 Тема 2. Первые государства в Приамурье.

Тема3. Коренные жители области. Этнические поселения. Занятия людей. Орудия труда. Жилища. Культура коренных народов.                                                                                  

 Тема 4. Символика Амурской области.  Геральдика.  Памятники Амурской области.  Памятники - это мощные символы в истории любого народа, города или страны, и именно поэтому одна из основных задач современного общества, как дань прошлому - знать культурно-историческое наследие своей малой родины.  Основные виды хозяйственной деятельности. Районы Амурской области. Знакомство с названием районов и расположением их на карте. Города Амурской области. Семь чудес земли амурской.

Раздел 2.

 Тема 1. Введение. (2 часа).

 Рассказ о литературном Приамурьем, знакомство с краем.

   Тема 2.  «Амурские сказки» Д.Нагишкина. (3 часа)

 Писатель-дальневосточник Дмитрий Нагишкин, автор «Амурских сказок», в совершенстве постиг устное народное творчество нивхов, нанайцев, удэге, ульчей. Широко пользуясь его сюжетами и языком, он создал оригинальные художественные произведения. В них воплотился тысячелетний опыт жизни «амурской земли – воды людей»[1], а вместе с ним и могучая сила воображения, которая вела этих людей вперёд, поднимала  их над миром и утверждала всё возраставшую власть человека над миром.

Тема 3. Амурские писатели – детям. Знакомство с детскими амурскими писателями. (8 часов)

Аркадий Иванов «Тайна архиерейской дачи». События, описываемые в повести, происходили в период войны с Японией на Дальнем Востоке. Книга написана по детским воспоминания писателя, все персонажи имеют реальных прототипов. В Антоне и Леньке, главных героях повести, автор показал себя и своего друга. Как признался сам Аркадий Иванов, в своей повести он хотел рассказать ребятам о дружбе.

Людмила Мерзлякова. «Я биолог, а не писатель и не художник», — скромничает амурчанка Людмила Мерзлякова. Между тем у биолога на пенсии уже четыре изданные для детей книги, на очереди пятая. Людмила Семеновна сочиняет не только стихи для своих познавательных и добрых книг, но и сама оформляет их. «Чучик» — Это сборник рассказов о приключениях котенка и щенка. «Живая природа» — новая книжка для тех, кто любознателен, кто восхищается удивительной красотой нашего амурского края. 

Мария Козлова. В некоторых своих сказках Мария Александровна старается учитывать интересы современных детей. Относится к этому с юмором. Так её «золотая рыбка» подарила старику и старухе мобильный телефон и карту с деньгами, чтобы они «не голодовали».

Аня Синякова «Жила-была старуха», «Увидеть мир в зерне песка», «Какое счастье жить!». Добрая талантливая девочка Аня Синякова писала стихи, песни и музыку к ним, сочиняла сказки, играла на баяне, синтезаторе, гитаре, прекрасно рисовала. 

Тема 4. Поэтический цикл о природе родного края. Жизнь и творчество «певца земли амурской» П. Комарова. Сборники стихов «Последний перегон», «Моим маленьким землякам». Образ родного края. Амурские пейзажи. Стихи о тружениках Приамурья. Язык поэзии. Художественные особенности.

Тема 5.  Читаем вслух о Приамурье. (4 часа)

Чтение и обсуждение лирических стихотворений о Приамурье.

Тема 6.  Читаем вслух о Великой Отечественной войне.   (2 часа)

Чтение и обсуждение стихотворений о войне, знакомство с авторами стихотворений.

Тема 6. Итоговое занятие. (1 час.)

Виртуальная экскурсия.

Цели программы

Воспитание личности высоконравственного, творческого, компетентного гражданина-патриота России на основе амурской литературы и исторических документов как части национальной и мировой культуры; формирование у учащихся потребности в систематическом, системном чтении художественной и документальной литературы Амурской области; развитие компетенций: ценностно-смысловых, общекультурных, информационных, коммуникативных, личностных.

Результат программы

Личностные результаты:

- формирование чувства гордости за свою малую родину, народ, литературу и историю своего края, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового ха­рактера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты:

- понимание краеведения как явления национального и мирового общежития, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

- осознание значимости изучения краеведения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении научной и художественной литературы о родном крае;

- достижение необходимого для продолжения образования уровня краеведческой компетентности, т. е. овладение элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных краеведческих понятий;

- умение самостоятельно выбирать интересующую краеведческую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

-  умение работать с разными видами краеведческих материалов: исторических, географических, национальных; находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, связанных с изучением родного города.

Учащиеся должны знать/ понимать:

- историю своей области в контексте основных исторических событий, традициях и культуре;

- необходимость бережного отношения к историческому, культурному и литературному наследию, сохранению исторической памяти.

Учащиеся должны уметь:

- систематизировать информацию о родном крае;

- проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам, подбирать литературу по заданной теме и пользоваться различными источниками краеведческой информации.

Особые условия проведения

В организации дистанционного обучения по программе используются следующие платформы и сервисы: сетевой город, ZOOM, Googl Form, Skype, чаты в Viber ,WatsUp., ВКонтакте.

Материально-техническая база

Компьютер, ноутбук, веб-камеры, интерактивный комплекс, мультимедиа проектор