Замкнутые системы

Среди различных ветвей биологической науки всё большую актуальность приобретает биотехнология. Биотехнология - это наука, изучающая возможность использования живых систем для решения технологических задач.


Программа образовательного модуля «Технология выращивания растений и рыб с помощью аквапонной экосистемы» познакомит школьников с основными живыми системами, являющимися составной частью живой природы, их свойствами, функциями, понятиями «биотехнология» и «аквапоника».

Аквапоника - это новая высокотехнологичная сельскохозяйственная технология, которая сочетает в себе как выращивание растительной продукции, так и производство рыбной продукции.
В настоящее время, в эпоху энергосбережения и экологических приоритетов, аквапоника получила новое развитие. Этим и обусловлено появление данной программы образовательного модуля.

преподаватели

Скидан Денис Александрович, специалист Научно-образовательного центра комплексных исследований ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет»

Содержание программы

1 Введение в программу

1.1
Вводное занятие. Что такое аквапоника?
 

2 Модуль 1. Условия необходимые для нормальной жизнедеятельности аквапонной системы.

2.1
Симбиоз-совместное существование растений, рыб и бактерий в аквапонике.


2.2
Технологический процесс аквапоники. Круговорот веществ, фильтрация и условия нормального функционирования всей биологической системы в аквапонике.
 

3
Модуль 2. Принципы создания аквапонной экосистемы FishPlant. Место аквапоники в современном сельскохозяйственном производстве, еѐ преимущества.

3.1
Устройство аквапонной системы FishPlant

3.2
Оборудование аквапонной системы FishPlant.

3.3
«Культивирование животных и растений»

3.4
Выбор рыбы и других водных животных. Кормление животных. Выбор растений. Подбор и оценка качества семян. Всхожесть семян. Закладка семян для проращивания.

3.5
Результаты выращивания растений их обработка и анализ.
 

4
Заключительное (итоговое) занятие

Цели программы

Формирование у обучающихся базовых компетенций в области биологии и биотехнологий, расширение и углубление межпредметных знаний, обеспечение занятости детей социально значимой деятельностью и их самореализации.

Результат программы

Предметные результаты:

- обучающиеся овладеют понятиями:

-        о правилах техники безопасности при проведении занятий и практических работ;

-        о правилах поведения на экскурсии;

-        в области биологии, экологии, биотехнологии;

-        о биотехнологиях, применяемых в охране окружающей среды;

-        об альтернативных источниках энергии;

-        об особенностях ухода за растениями и кормления рыб;

-        об аквапонике как системе пяти потребляемых элементов, гидропонике, аквакультуре, как новых отраслях сельского хозяйства, их преимуществах;

-        о технологических процессах аквапонической системы;

-        об устройстве и оборудовании аквапонической системы.

- обучающиеся овладеют умениями:

-        ведения дневника наблюдений;

-        лабораторных исследований, проектной работы;

-        ухода за аквапонной установкой;

-        выращивания растений и животных в искусственной экосистеме - аквапонике;

-        творческого и рационального подхода к решению поставленных задач;

-        сравнивать, анализировать сопоставлять, устанавливать причинно­следственные связи.

 

Метапредметные результаты, обучающиеся научатся:

 

-        ухаживать за растениями и кормить животных аквапонной установки;

-        ухаживать за аквапонной установкой;

-        находить дополнительный материал по теме;

-        работать с научно-популярной литературой;

-        выполнять и оформлять проектную работу;

-        выступать с отчетами и проектами внутри учебной группы;

-        бережно обращаться со сложным оборудованием и другим имуществом.

 

Личностные качества, обучающиеся научатся:

 

-        настойчивости, собранности, организованности, аккуратности;

-        культуре общения и ведения диалога;

-        учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;

-        работать в команде;

-        работать самостоятельно;

-        бережно относиться к своему здоровью, всему живому, к культуре

питания;

-        логически мыслить.

Материально-техническая база

 Для организации успешной работы имеется оборудованное помещение (кабинет), в котором смонтирована аквапонная установка, хорошее освещение, наличие необходимых инструментов и материалов, коллекции семян, рыбы, живущие в аквапонной установке.

В кабинете в достаточном объёме имеются наглядно информационные материалы. Оборудование для демонстрации презентаций, аудио- и видеоматериалов, ПК с возможностью выхода в сеть Интернет, мультимедиа-проектор, экран.