Химия жизни МОАУГ №8

Программа естественнонаучной направленности базового уровня направлена на формирование у обучающихся системных знаний о строении химических соединений и их превращениях, лежащих в основе жизнедеятельности организма, понимания единства и многообразия процессов обмена веществ – важнейшего свойства всего живого, представлений о механизмах регуляции процессов жизнедеятельности на молекулярном и клеточном уровне.

преподаватели

Коротаева Анна Николаевна

Содержание программы

Особенности биогенных веществ и биохимических

превращений
Вводное занятие. Предмет, методы и объекты биохимии
Химические процессы в высокоорганизованных

системах
Состав живой материи
Вода и ее роль в процессе

жизнедеятельности
Коллигативные свойства воды. Осмотическое давление плазмы

крови. Гомеостаз
Кислотно-основной статус

человека
Теория кислот и оснований
Буферные свойства растворов
Экспериментальное определение кислотно-

основных свойств органических соединений методом

титриметрии
Аминокислоты и белки.
Аминокислоты – основа белковой молекулы.
Структура и классификация белков. Биологические функции и физико-химические свойства белков.
Ферменты – биокатализаторы
Каталитическая активность

ферментов. Реакционная и субстратная специфичность.
Классификация ферментов на основе реакционной и

субстратной специфичности
Активные центры ферментов. Активаторы и ингибиторы

ферментов
Углеводы
Моносахариды
Олиго- и полисахариды
Липиды и биомембраны
Биологические функции и классификация липидов
Жирные кислоты.

Триацилглицериды – запасаемая форма липидов
Краткая характеристика клеточных мембран. Фосфо- и сфинголипиды – структурные

компоненты биомембран
Витамины – незаменимые

компоненты пищи
Номенклатура и классификация витаминов
Характеристика и

физиологическое значение витаминов
Минеральные вещества и

микроэлементы
Роль минеральных веществ и микроэлементов в процессе

жизнедеятельности
Использование макро- и микроэлементов в

биомедицине
Азотистые основания. Нуклеиновые кислоты.
Азотистые основания и нуклеотиды, их функции
Строение и функции нуклеиновых кислот.
Генетический код. Репликация ДНК. Денатурация и ренатурация ДНК
Метаболизм и биоэнергетика
Переваривание и всасывание пищи
Переваривание белков
Переваривание и всасывание углеводов
Переваривание и всасывание жиров
Основы биотехнологии
Возникновение, становление и развитие биотехнологии.

Применение

биотехнологических приемов и методов

Цели программы

расширить и систематизировать знания обучающихся о структуре и функциях органических веществ, полученных в курсах общей биологии и органической химии; познакомить с современными достижениями и перспективными направлениями развития биохимии.

Реализация поставленной цели предусматривает решение ряда задач.

Результат программы

В результате освоения программы обучающиеся будут

знать:
·                современные     направления    развития                     биологии,          медицины        и биохимии;

·               строение и биохимические свойства основных классов биологически важных соединений: белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, витаминов;

·               основные метаболические пути превращения; ферментативный катализ; основы биоэнергетики;

·               химико-биологическую сущность процессов, происходящих на молекулярном и клеточном уровнях в растениях, в организме животных и человека;

·               основные механизмы регуляции метаболических превращений белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов;

·               основы техники безопасности в биохимической лаборатории;

уметь:

·               критически анализировать и оценивать основные концепции и генерировать новые идеи в избранной профессиональной области и междисциплинарных дисциплинах;

·               обсуждать полученные результаты в профессиональной и междисциплинарной аудитории;

·               ориентироваться в специальной научной и методической литературе по профилю подготовки и смежным вопросам;

·               планировать и организовывать лабораторное исследование в соответствии с современными биохимическими методами анализа;

·               подготовить рабочее место для проведения биохимических исследований;

·               подобрать соответствующие реактивы для методов исследования, адаптировать их для используемой аппаратуры;

·               готовить растворы с заданной массовой долей растворенного вещества, молярной и молярной эквивалентной концентрациями, заданной величиной рН;

·               оценивать и интерпретировать результаты исследований, сформулировать заключение;

·               работать с химической посудой и приборами, находящимися в биохимической лаборатории.

Особые условия проведения

При реализации данной Программы используются следующие методы обучения:

·                словесные (лекции, объяснения, беседы, консультации);

·                наглядные (наглядные пособия, плакаты, видео и CD);

·                исследовательские (выполнение обучающимися исследовательских заданий).

Основными формами проведения занятий являются комбинированные занятия, состоящие из теоретической и практической части.

Усвоение          материала      контролируется                                     при                 помощи                                     опросов, тестирования, выполнения практических заданий.

Заключительное занятие объединения проводится в форме зачетной работы.

Материально-техническая база

Продуктивность работы во многом зависит от качества материально- технического оснащения процесса. Программа реализуется в аудитории образовательной организации с применением технических средств обучения и лабораторного оборудования:

инфраструктура организации:
·                учебный кабинет;

технические средства обучения:
·                компьютеры;

·                проектор;

·                экран;

·                микроскопы;

·                презентации и учебные фильмы;

·                матовые стекла;

·                кисточки;

·                лаборатория