Туристы 10-13

Обучение спортивному туризму предполагает овладение знаниями и умениями в различных областях: техника и тактика спортивных походов, топография и ориентирование, организация туристского быта, физиология и медицина, особенности организации питания в походе, экология, краеведение, что позволяет формировать экологическое мышление обучающихся, создает условия для их самоопределения, формирования общей культуры.

преподаватели

Лычагина Светлана Борисовна, педагог дополнительного образования

Содержание программы

1. Вводное занятие. Введение в образовательную программу (1 ч).
Теория. Цели и значение занятий туризмом и краеведением. Правила поведения и техника безопасности во время занятий. Распределение группового снаряжения. Правила обращения с опасными инструментами и спецснаряжением.
2. Краеведение. (3 ч).
Теория. Рельеф и климатические особенности родного края. Животный и растительный мир родного края. История родного края.

Практика. Презентация краеведческого материала. Краеведческая викторина. Проведение фотовыставки «Знай родной край!» 
3. Природоохранные акции (4 часа)

Практика. Анкетный опрос школьников и их родителей об экологических проблемах поселка (Составление анкеты, проведение анкетирования).  Проведение природоохранных мероприятий на улицах, на территории поселка совместно с жителями и представителями организаций ( Распределение обязанностей. Подготовка инвентаря и специальной одежды. Уборка территории поселка, школы, обелиска). Проведение природоохранных мероприятий вдоль берега залива. (Очистка берега залива от мусора)

4. Топография.( 5 часов)

Теория. Топографическая карта. Топографические знаки. Масштаб и легенда карты. Чтение топографических карт. (Беседа Карта географическая и топографическая. Условные знаки. Масштаб линейный и численный. Схема маршрута. Легенда туристского маршрута. Пользование картой (схемой) в походе).

Практика. Рисование топознаков. Топографические игры. ("Путешествия по карте").
5. Туристские узлы 6 часов)

Теория. Узлы, их назначение и применение в походе.

Практика. Узлы: двойной проводник, восьмерка, стремя, прусик, удавка, булинь, ткацкий, академический, прямой, проводник, схватывающий, грейпвайн, шкотовый, брамшкотовый. Отработка навыков завязывания туристских узлов.

6. Спортивное ориентирование (3 часа)

Практика. Спортивное снаряжение. Действия участника перед стартом, на старте, на дистанции, на КП, в финишном коридоре, после финиша. Спортивный компас. Определение сторон горизонта по компасу. Движение по азимуту

7. Туристская стенгазета. (2 часа)

Практика. Виды газет, работа редколлегии, название, газетные рубрики и заголовки, верстка и оформление. Выбор названия для туристской газеты.  Выпуск и презентация электронной газеты, посвященного экологическим проблемам села. 
8.Спортивное туристское многоборье (5 часов)

Теория. Спортивное туристское снаряжение. Страховки и самостраховки. Преодоление препятствий. Траверс склона с альпенштоком. Горизонтальный и вертикальный маятник. Переправа по кочкам и гарям. Спуск с крутого склона при помощи веревки (в рамках скалодрома). Переправа по параллельно натянутым веревкам.
9. Спортивные походы (4 часа)

Теория. Совместная подготовка к походам, составление маршрута походов

Практика. Совместная подготовка, установка палатки, техника пешеходного туризма. Техника разжигания костра в походе Проведение похода с целью отработки навыков ориентирования

10. Подведение итогов (3 часа)
Практика. Подготовка фотоотчета. Оформление выставки и создание фильма о деятельности обучающихся. Подведение итогов за год в рамках заседания участников программы совместно с представителями администрации и родителей. Награждение. Индивидуальные рекомендации.

Цели программы

содействие всестороннему развитию личности ребёнка средствами спортивного туризма, формирование потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Результат программы

По завершении обучения обучающиеся должны знать:

-правила техники безопасности;

- порядок организации и правила поведения в походах и на соревнованиях;

- вопросы туризма и экологии;

- основы топографии и ориентирования;

- туристскую терминологию;

- порядок организации, подготовки и проведения экскурсии и похода;

- способы преодоления различных естественных препятствий;

- основные исторические и географические сведения о родном крае;

- различные способы ориентирования на местности.

         уметь:

-соблюдать правила техники безопасности;

- передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;

- преодолевать вместе естественные препятствия на пути;

- ориентироваться по компасу и карте в походе и на соревновании по

спортивному ориентированию;

- организовать походный быт и оказывать элементарную медицинскую

помощь;

- уметь правильно применять туристские узлы;

- оформлять отчёт и задания, выполненные в походах и на экскурсиях;

Материально-техническая база

спортивный зал;

- раздевалки - 1 шт;

- компьютер/планшетный-компьютер - 1 шт;

- проектор - 1 шт;

- веревка 60м. диаметр 10мм – 2 шт.

- обвязка нижняя -15 шт.

- карабины – 15шт.

- оборудование для КП –4 шт.

- походная медицинская аптечка –1 шт.

- компас –15 шт.

- карта пришкольной территории – 15 шт.

- шлем – 15 шт.

- палатка 4-х местная- 4 шт.