Адаптивная физическая культура

Когда мы говорим о доступной среде жизнедеятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья, то предполагаем, в том числе, доступность к духовной жизни и достижениям науки. В реализации  образования очень важно, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья могли посещать учебные заведения, учреждения дополнительного образования, спортивные залы. В системе мер социальной защиты этих детей все большее значение приобретают активные формы. К ним относятся реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта. Среди основных целей и задач государственной политики в области реабилитации и социальной адаптации инвалидов средствами физической культуры и спорта стоит создание условий для занятий физической культурой и спортом и формирования потребностей в этих занятиях.

Существует много проблем в образовании, с которыми сталкиваются дети-инвалиды и их родители.

 

преподаватели

Яценко Валентина Федоровна (учитель физической культуры)

Содержание программы

Учебно-тематический план

п/п
темы
Количество часов по программе
Описание примерного содержания занятий
Дата проведения по плану
Дата проведения по факту
Теория
Практика
Раздел 1. Введение
1
1.1.Техника Безопасности. Здоровый образ жизни.
 
 
Теоретические основы

В процессе уроков
 
 
Раздел 2. Профилактика заболеваний и травм рук
2
 

2.1. Упражнения на расслабление мускулатуры плечевого пояса.

2.2. Упражнения на тонизацию и активную работу плечевым поясом

2.3. Упражнения на согласованность работы рук и ног.

2.4. Силовые упражнения на мышцы плечевого пояса.

 
-

 

 

 
30

5

 

 

     

5

 

 

 

5

 

 

15
 

Следить за тонусом мускулатуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнения с отягощениями.
 
 
3
Дыхательные упражнения.
-
5

 
Дыхательные упражнения и релаксация

 
 
 
4
Упражнения на координацию
 
5
Упражнения на равновесие и меткость
 
 
5
Упражнения на мышцы брюшного пресса
 
10
Выполнение упражнений на мышцы всех отделов брюшного пресса
 
 
6
Упражнения на гибкость
 
8
Выполнение различных упражнений на растяжение мышц и связок
 
 
7
Элементы спортивных игр

- футбол;

-волейбол.

 
-
10

 

5

5
Выполнение подачи и передачи мяча.

Отбивание мяча руками, коленями, стопами

 
 
 
ВСЕГО 68 ч

Цели программы

Цель программы:


-Развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья.

 Задачи программы:

- Обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма ребёнка через оптимальные физические нагрузки

 - Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков

-Содействие воспитанию нравственно-волевых качеств, развитию коммуникативной и познавательной деятельности

-Воспитание бережного отношения к своему здоровью, формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.

 

Результат программы

повышение реабилитационного потенциала детей с ОВЗ через коррекцию физического развития. Развитие и поддержание интереса занятиями адаптивной физкультурой как образа жизни.
В ходе реализации программы оценивается уровень физического развития, развитие координации движений.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
- включенное наблюдение за обучающимися в процессе учебно-тренировочных занятий;
- проверка выполнения отдельных упражнений;
- выполнение установленных для каждого индивидуально заданий.

Особые условия проведения

Средства, используемые при реализации программы:

1.                физические упражнения;

2.                корригирующие упражнения;

3.                коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр;

4.                материально-технические средства адаптивной физической культуры: спортивные тренажеры, спортивный инвентарь;

5.                 наглядные средства обучения.

Способы организации детей на занятии – фронтальный, поточный, индивидуальный.


Необходимо выделить следующие направления использования метода практических упражнений:

·                     выполнение упражнения по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, а затем объединяя их в целое;

·                     выполнение движения в облегчённых условиях;

·                     выполнение движения в усложнённых условиях (например, использование дополнительных отягощений -гантели 0,5кг, сужение площади опоры при передвижении и т.д.);

·                     использование сопротивлений (упражнения в парах, с резиновыми амортизаторами и т.д.),

·                     использование ориентиров при передвижении (звуковые, осязательные, обонятельные и др.),

·                     использование имитационных упражнений,

·                     подражательные упражнения,

·                     использование при ходьбе, беге лидера,

·                     использование страховки, помощи и сопровождения, которые дают уверенность ребёнку при выполнении движения,

·                     использование изученного движения в сочетании с другими действиями (например: ведение мяча в движении с последующим броском в цель и др.),

·                     изменение исходных положений для выполнения упражнения (например, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа от гимнастической скамейки или от пола),

·                     изменение внешних условий выполнения упражнений (на повышенной опоре, на мяче и т.д.),

·                     изменение в процессе выполнения упражнений таких характеристик как темп, ритм, скорость, направление движения, амплитуда, траектория и т.д.,

·                     изменение эмоционального состояния (бег в эстафетах, в подвижных играх, выполнение упражнений с речитативами, различным музыкальным сопровождением и др.)