«Крылышки»

  Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Крылышки» имеет техническую направленность. Содержание программы соответствует научно-технической направленности.    

            Техническое творчество является одним из направлений дополнительного образования. Занятие техническим творчеством развивает у обучающихся интерес к науке и технике, к исследованиям, помогает сознательно выбрать будущую профессию, непосредственно влияет на учебный процесс, способствуют углубленному усвоению материалов. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Крылышки» способствует выявлению творческих способностей и дарований обучающихся. развитию и поддержке интереса учащихся к техническому творчеству, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. даёт простор для проявления и применения интересов и способностей обучающихся, обеспечивает это созданием организационно технических, дидактических и материальных условий

 Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: 

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ № 273);(ред.от02.07.2021);

            Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;(редакция 30.09.2020);

            Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р); (Далее – Концепция);

             Письмо от 18.08.2017 № 09-1672 Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ, которым утверждены Методические рекомендации по  уточне-нию понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности.

            Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

            Приказ Минобрнауки Амурской области  от 01.12.2021 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки Амурской области  от  10.07.2020 №691  «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования в Амурской области» и дополнение к нему.

преподаватели

Шеленкова Людмила Николаевна

Содержание программы

Тема № 1. Вводное занятие.

            Теория:

            При изучении данной темы обучающиеся получают общее представление об авиамоделизме как виде технического творчества, знакомятся с авиацией, историей её развития. Педагог, на этом занятии, излагает цели и задачи авиамодельного объединения, выясняет пожелания обучающихся, их знания и навыки. Беседу сопровождают показом наглядных пособий, иллюстрацией и, если возможно, запуском моделей. Руководитель   готовит       соответствующую литературу, фотографии по авиации и авиамоделизму, модели, которые будут строить обучающиеся.  Беседу сопровождает показом моделей и демонстрацией киноматериалов, фотографий и т. д. с использованием   мультимедийных средств. В заключение руководитель решает организационные вопросы (расписание, распорядок дежурства и т. д.). Проводится входная диагностика.

            Практика:

Пробные запуски простейших авиамоделей.

            Основы безопасности труда

            Теория:

            В ходе изучения этой темы обучающиеся изучают правила Т. Б. и знакомятся с первоначальными навыками безопасных приёмов работы режущим инструментом (ножом, ножницами и т.д.). Педагог добивается полного усвоения данного материала всеми обучающимися и регистрирует соответствующей записью в журнале на специально отведённых страницах.

Практика:

            Выполнение пробных операций с режущим инструментом с соблюдением правил Т.Б.

            Модели самолетов

             Теория

            В ходе изучения данной темы обучающиеся углубляют свои знания по авиации и авиационной технике, развивают и закрепляют устойчивые навыки изготовления моделей. При изучении данной темы охватываются следующие вопросы: устройство, назначение и типы самолётов, изготовление модели самолёта, запуски моделей. На первых занятиях кратко рассказывают об истории создания самолёта А.Ф.Можайского и дальнейшем развитии самолётостроения.

            Затем, используя наглядные пособия, обучающимся объясняют устройство самолёта и его основных частей. Обучающихся знакомятся с типами и назначением самолётов, условием возникновения подъёмной силы крыла самолётов

            Бумажные летающие модели

            Теория:

            При изучении данной темы обучающиеся знакомятся с технологией изготовления бумажных летающих моделей и основами полёта моделей, а также практически выполняют модели. На первом занятии руководитель знакомит обучающихся с основами полёта моделей, рассказывает о возникновении подъёмной силы крыла и об основных элементах конструкции самолёта и моделей, после чего демонстрирует способы регулировки модели.

            Практика:

            На следующих занятиях ребята изготавливают летающие бумажные модели самолётов. Перед практической частью необходимо повторить с обучающимися правила Т.Б. Завершающее занятии темы – мини-соревнования летающих бумажных моделей на дальность и точность полёта.

            Летающие самолеты оригами

            Теория

              Знакомство с техникой оригами. При изучении данной темы обучающиеся знакомятся с технологией изготовления летающих моделей в технике оригами.

            Практика Изготовление летающих моделей в технике оригами.

            Планеры. Модели планеров

             При изучении этой темы у обучающихся формируются устойчивые навыки по моделированию авиационной техники на примере изготовления схематической модели планера.

            Обучающиеся, овладев начальными теоретическими сведениями и определёнными практическими навыками, выполняют более сложные задачи по конструированию моделей на основе технических требований. На этих занятиях обучающиеся глубже усваивают понятия о принципах полёта и овладевают приёмами изготовления, регулирования и запуска авиамоделей на примере схематической модели планера. Каждое занятие проводится по такой схеме: 10 - 15 мин. - сообщение теоретического материала, относящегося к выполнению задания. Остальное время - практическая работа.

            Данную тему изучают в следующем порядке:

            Теория:

1) классы моделей планеров и их назначение;

2) конструкция схем, модели планера;

3) технология изготовления схематической модели планера;

            Практика:

4) составление чертежей схематической модели планера;

5) изготовление крыла модели планера;

6) изготовление хвостового оперения (стабилизатор+киль) модели планера;

7) изготовление фюзеляжа модели планера;

9) запуск, регулировка, проведение мини-соревнований

            Парашют.

         

            Практика:

       На практических занятиях, обучающиеся занимаются изготовлением модели парашюта. На заключительном занятии этой темы проводятся соревнования парашютов с самопуском на высоту и продолжительность полёта.

           

 

Цели программы

Цель программы: Создание условий для развития личностного потенциала и творческих способностей обучающихся через занятия начальным техническим моделированием.

Результат программы

Ожидается, что к концу обучения обучающиеся объединения дополнительного образования «Крылышки» усвоят учебную программу в полном объёме.

             По завершению курса обучения обучающиеся должны освоить работу с инструментами, знать технологию изготовления авиамоделей, разбираться в основах аэродинамики, а также уметь самостоятельно проектировать и изготавливать авиамодели из бумаги различных уровней сложности.   В конце обучения обучающиеся должны знать: технологию изготовления простейших авиамоделей из бумаги, последовательность выполнения операций, уметь работать с шаблоном и измерительным инструментом, знать правила Т.Б. в соответствии с программой.

             К концу обучения у обучающихся должны быть сформированы потребности в самопознании и саморазвитии. Развиты личностные свойства: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность. Развиты технические способности, техническая смекалка, техническое мышление; устойчивый интерес к науке и технике.

            Обучающиеся должны знать:

-  историю возникновения и развития авиастроения;

-  технологию изготовления моделей, в зависимости от уровня сложности;

- правила работы с развертками и чертежами;

-  сведения о  инструментах, необходимых для конструирования;

- правила пользования и назначение чертёжных инструментов;

-  технические приемы показа модели, правила участия в выставках и соревнованиях;

-  правила безопасности во время работы с различными инструментами, используемыми в процессе конструирования моделей.

            Обучающиеся должны уметь:

- уметь организовывать рабочее место;

- пользоваться инструментами, необходимыми для моделирования;

- выполнять рабочие операции с бумагой;

-  самостоятельно работать с несложными чертежами;

- применять теоретические знания на практике;

- конструировать простейшие модели по шаблонам;

- анализировать собственные работы;

- владеть первоначальными графическими навыками;

- вырезать и собирать детали моделей;

- соблюдать правила безопасности;

-  вносить изменения в конструкцию изделия с целью его усовершенствования;

            Обучающиеся должны получить навыки:

- коллективного труда;

- межличностных отношений;

- ответственности за качество выполняемой работы.

 

 

Особые условия проведения

Для обеспечения нормальных условий работы объединения необходимо знать и соблюдать правила безопасности труда, промышленной санитарии и гигиены труда, а также пожарной безопасности.

Рабочие места в кабинете организованы так, чтобы предупредить возможность несчастного случая, обеспечить благоприятные условия для формирования у обучающихся трудовых навыков, воспитания культуры труда.

Материально-техническая база

Имеется оборудованный физический кабинет

•  Кабинет соответствует всем санитарно-гигиеническим требованиям

•  Имеется лабораторное оборудование

•  Учащиеся имеют свои рабочие места

•  Кабинет физики соответствует пожарной и электробезопасности

•  В кабинете имеются инструкции по охране труда

•  Кабинет оснащен компьютером, мультимедийным проектором, интерактивной доской, сетью Интернет, имеются методические и дидактические материалы и справочники.

            Оборудование и инструменты: ножницы, шило, линейки, кисти, ножи, шаблоны, трафареты, лобзик, пилочка.

            Материалы: различные виды клея, карандаши, краски, белая и цветная бумага папиросная бумага картон. Использование подручных материалов (бумага, картон, пенопласт и т.д.)

            Дидактические материалы

1.  Схемы сборки.

2.  Плакаты с эскизами.

3.  Наглядные пособия -  технические чертежи, схемы, рисунки, объёмные модели.

4. Графические изображения различных линий и схематичные рисунки разнообразных соединений деталей.

               Раздаточный материал

Инструкционные карты, шаблоны, развертки моделей, различные виды бумаги, контрольно-диагностический материал.