"Школа юного химика"

Одним из ключевых требований к химическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно – исследовательской деятельностью, ведь химия – это наука, которая тесно связана с жизнью. Данная программа направлена на развитие у учащихся интереса к изучению химии, развитие практических умений, применение полученных знаний на практике, подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении.

Методика работы по программе позволяет творчески подходить к вопросам образования обучающихся. Усвоение, осмысление и применение знаний, выработка навыков безопасного, здоровьесберегающего поведения обеспечивается применением методов и приемов организации работы с Цифровой лабораторией (ЦЛ) по химии. Ученику предлагается научиться проводить экспериментальные исследования проб воды из разных источников в месте проживания с оборудованием и измерительными приборами Цифровой лаборатории Точки роста МБОУ Садовской СОШ.  Данная программа создает условия для подготовки обучающегося к работе над любым экспериментальным проектом.  

Актуальность программы заключается в том, что получив знания и навыки в проектно – исследовательской деятельности, связанные с качеством воды, ребята смогут использовать их не только на уроках химии, но и в своей повседневной жизнедеятельности.

преподаватели

Сазонова Наталья Викторовна - учитель химии и биологии, руководитель районного методического объединения учителей биологии.

Содержание программы

Содержание

Введение (2 часа)

Теория: Правила техники безопасности при работе в лаборатории. Устройство школьной портативной лаборатории, ее назначение. Изучение комплектности школьной портативной лаборатории. Описание школьной портативной лаборатории. Изучение инструкции по использованию школьной портативной химической лаборатории «Качество воды».

Раздел 1. Химический словарь (1 час)

Теория: ПДК. Предельно допустимая концентрация ионов аммония, нитрат- и фосфат-ионов, общего железа, общего активного хлора, общей жесткости и их распространенность в водах различных типов. Понятие водородный показатель рН, его характеристики.

Раздел 2. Определение качества воды из различных источников (6 часов)

Практика: Определение рН воды. Определение ионов аммония с использованием тест-набора МЭТ-NH4+  - РС (0.1-3 мг/л) и датчика оптической плотности 590 нм. Определение нитрат ионов  с использованием тест-набора МЭТ-NО3-  - РС  и датчика оптической плотности 525 нм. Определение фосфат ионов с использованием тест-набора МЭТ-РО43-  - РС и датчика оптической плотности 590 нм. Определение общего железа с использованием тест-набора МЭТ – Fe (II, III) - РС и датчика оптической плотности 520 нм. Определение общего активного хлора с использованием тест-набора МЭТ – Акт. CI – РС и датчика оптической плотности 525 нм. Определение общей жесткости с использованием тест-системы МЭТ- Жесткость – Т (1-100 Ж).

Раздел 3. Подведение итогов (3 часа)

Теория: Формулировка выводов.

Практика: Оформление результатов проведенной работы.

Цели программы

Провести исследование состава воды из различных источников в селе, используя Цифровую лабораторию по химии.

Результат программы

Работа предполагает развитие следующих  навыков и умений обучающихся:

иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

•        знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

•        уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

•        уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

•        владеть планированием и постановкой химического эксперимента.

Материально-техническая база

Материально  – техническое обеспечение:

- оргтехника (ноутбуки, МФУ, мультимедийное устройство);

- доступ в Интернет;

- лабораторное оборудование центра «Точка роста» (цифровая лаборатория для определения качества воды, цифровая лаборатория школьника).

Кадровое  обеспечение: учитель химии и биологии школы.

Информационно – методическое обеспечение:

- аудио-, видео, фото материалы;

- интернет-источники, электронные образовательные ресурсы;  

- дидактические материалы к темам, раздаточный материал, презентации по темам занятий;

- библиотечный фонд (справочники, словари, энциклопедии);

- учебные видеофильмы;

- методические рекомендации по выполнению исследований качества воды.