Программа «Юный эколог» направлена на формирование представления о биологическом разнообразии животного и растительного мира, о взаимодействии живого организма и среды. В программе также рассматриваются проблемы взаимоотношений человека с природой и возможные пути их решения. В рамках программы рассматривается практика создания творческих проектов, как особое направление внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление их знаний, умений и навыков.
преподаватели
Кругликова Н.А. учитель биологии и химии педагогический стаж 18 лет
Содержание программы
1. Организм и окружающая среда
2. Природные сообщества
3. Человек и окружающая среда
4. Общество и среда
5. Проектная деятельность
6. Итоговое занятие
Цели программы
формирование основ экологической грамотности школьников посредством приобретения ими знаний о взаимосвязях в мире природы в процессе практической, творческой и элементарной исследовательской деятельности.
Результат программы
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в
значимой мотивации на соблюдение норм и правил экологической, культуры у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные,
коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы по формированию экологической културы
учащихся является формирование следующих умений:
• Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для
всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
• В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы по формированию экологической културы
учащихся - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
• Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
• Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
на этапе изучения нового материала.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности класса на занятиях.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
дополнительной литературе (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя средства ИКТ,
свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях по основам
экологии.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на
основе моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить
и формулировать решение задачи с помощью моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков).
• Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания по
основам экологии, ориентированные на линии развития средствами
предмета.
3. Коммуникативные УУД:
• Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи.
• Слушать и понимать речь других.
• Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог).
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать
им.
• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых
группах.
Экологические результаты программы:
учащиеся будут знать:
Взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы; Закономерности действия факторов внешней среды на живые организмы; Влияние ритмики внешней среды (суточные и сезонные ритмы) на организмы;
учащиеся смогут:
устанавливать простейшие взаимосвязи между деятельностью человека и состоянием окружающей среды; между состоянием окружающей среды и состоянием живых организмов (растений, животных, человека); • высказывать собственные идеи по вопросам охраны окружающей среды.
учащиеся смогут:
оценивать свое поведение и поведение других людей, как экологически грамотное или неграмотное; стремиться соблюдать правила природосообразного поведения в повседневной жизни; высказывать собственные идеи по охране окружающей среды
Материально-техническая база
Специализированный кабинет биологии.
Информационно-коммуникативные средства
Компьютер, МФУ
Интерактивный комплекс с вычислительным блоком и мобильным креплением
Сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы. Оборудование и реактивы Цифровая (компьютерная) лаборатория (ЦЛ), программно-аппаратный комплекс, датчиковая система – комплект учебного оборудования, включающий измерительный блок, интерфейс которого позволяет обеспечивать связь с персональным компьютером, и набор датчиков, регистрирующих значения различных физических величин.
Учебное электронное издание: Экология (6 -11 класс) - Виртуальная лаборатория.