Программа "Я выбираю ЗОЖ"

Дополнительная  образовательная  программа  «Я выбираю ЗОЖ» составлена  для обучающихся 11–12  лет, проявляющих интерес к предметам естественнонаучного цикла.

Программа «Я выбираю ЗОЖ» направлена на создание мотивации у школьников к здоровому образу  жизни,  на  формирование  потребности  сохранения  физического  и  психического здоровья. Программа способствует формированию у младших школьников необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни, учит использовать полученные знания в  повседневной  жизни,  способствует  формированию  у  ребёнка  позиции  признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

Направленность  программы:  естественнонаучная.  Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа  «Я выбираю  ЗОЖ»  имеет  социально-педагогическую  направленность.  Содержание  занятий  направлено  на  развитие  у обучающихся  негативного  отношения  к  вредным  привычкам,  на  воспитание  силы  воли, обретение  друзей  и  организацию  досуга.  Быть  здоровым  –  значит  быть  счастливым  и успешным в будущей взрослой жизни.

Новизна программы: Новизна представленной программы заключается в том, что она объединила  в  себе  теоретические  сведения  из  области  анатомии,  физиологии,  гигиены, психологии и ОБЖ.  В основу модифицированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы положена программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья» для школьников.

Педагогическая  целесообразность:  программа  «Я выбираю ЗОЖ» способствует формированию  активной  жизненной  позиции  и  здоровому  образу  жизни  школьников, стремления  поддержания  физического  здоровья,  и  отсутствия  вредных  привычек,  и стремления оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

Адресат  программы.  «Я выбираю ЗОЖ» строится  на  принципе  личностно-ориентированного подхода, возрастные рамки: 11–12 лет. Программа предназначена для детей, проявляющих интерес и стремление к здоровому образу жизни.

Количество  обучающихся  до  10  человек.  Как  правило,  занятия  проводятся  всем составом в соответствии с календарным учебным графиком.

Уровень программы, объем и сроки реализации.

Уровень программы - базовый.

Сроки реализации программы: 1 год обучения (35 часов).

Форма обучения: очная.

Режим работы: 1 час в неделю.

Организация, формы и методы работы.

Сотрудничество педагога и учащихся предполагает следующие формы работы:

−  индивидуальная работа;

−  самостоятельная работа с первоисточниками, дополнительной литературой.

Основная форма проведения занятия -  подгрупповые. Это занятия  –  диспуты, занятия –  наблюдения,  занятие  –  деловая  игра,  творческая  мастерская,  защита  проектов, выставка и презентация.

Методы:

1. объяснительно-иллюстративный метод  –  используется на каждом занятии в форме беседы,  лекции,  рассказа,  изложения  нового  материала,  закрепления  изученного  и повторения пройденного;

2. эвристический метод, частично-поисковый  –  предполагает творческую деятельность; 3.  исследовательский  -  развивает  самостоятельность,  воображение,  способствует выработке творческого подхода к выполнению задания, поиску нестандартных творческих

решений.

4. проблемный – ставится проблема ребенку и показывается путь ее решения;

5.  репродуктивный  метод  –  используется  педагогом  для  наглядной  демонстрации способов работы, выполнения отдельных ее элементов при объяснении нового материала;

6. смотр творческих достижений  –  используется на каждом занятии для определения типичных ошибок, достоинств и недостатков каждой работы, обмена опытом.

преподаватели

Кругликова Н.А. учитель биологии и химии, педагогический стаж 18 лет

Содержание программы

Введение – 2 часа

Здоровье  и  здоровый  образ  жизни.  Определение  понятия  «здоровье».  Что  такое здоровый  образ  жизни?  Факторы,  укрепляющие  здоровье.  Личная  гигиена,  значение утренней  гимнастики  для  организма.  Комплекс  упражнений  для  утренней  гимнастики. Правила  личной  гигиены.  Определение  понятия  «личная  гигиена».  Соблюдение  правил личной гигиены: уход за телом, ногтями, волосами, зубами. Соблюдение правил личной гигиены  в  общественных  местах.  Физическая  активность  и  здоровье.  Роль  физической активности  в  жизни  человека.  Влияние  двигательной  активности  на  умственное  и физическое  развитие  ребенка.  Статическая  и  динамическая  работа  мышц.  Комплекс упражнений на разные группы мышц. Подвижные игры на свежем воздухе.

Практические занятия.  Выполнение  комплекса  упражнений  для  утренней  гимнастики.  Выполнение комплекса  упражнений  на  разные  группы  мышц.  Подвижные  игры  на  свежем  воздухе. Выпуск санитарного бюллетеня о здоровом образе жизни.

Здоровое питание – 6 часов

Правильное питание  –  залог здоровья Основы правильного питания. Определение понятий «пищевые продукты», «питательные вещества», функции питательных веществ.

Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи. Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время  года. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Самые полезные продукты. Овощи, ягоды и фрукты –  самые витаминные продукты. Вредные и полезные привычки в питании. Как питались в стародавние  времена  и  питание  нашего  времени.  Кулинарные  традиции  и  предпочтения современности и прошлого. Как питались люди на Руси и в России. Кухни разных народов. «Хлеб  да  каша  —  пища  наша».  Секреты  здорового  питания.  Рацион  питания. Гигиенические  условия  нормального  пищеварения.  Бабушкины  рецепты.  Хлеб  всему голова.  Молоко  и  молочные  продукты.  Мясо  и  мясные  блюда.  Вкусные  и  полезные угощения.  Составляем  меню  на  день.  Значение  жидкости  для  организма  человека. Витаминная тарелка на каждый день. Понятие «витамины». Витамины чудесные вещества. Биологическая  роль  витаминов  и  их  практическое  значение  для  здоровья  человека. Недостаток и избыток витаминов в организме. Просмотр мультфильма «Приключение феи Витаминки».  Культура  питания.  Этикет.  Гигиенические  навыки  культуры  поведения  во время приема пищи. Влияние сервировки стола, внешнего вида и качества приготовленной пищи на аппетит. Правила поведения в столовой. Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки  стола.  Как  правильно  вести  себя  за  столом.  Как  правильно  есть.  Вкусные традиции моей семьи.

Практические занятия. Составляем меню на день. Занятие-чаепитие «Приглашение

к чаю». Конкурс рисунков «Витамины - наши друзья и помощники». Проект «Кулинарные

традиции моей семьи».

 

Цели программы

Цель программы:  Создание условий для физического, социального и психологического

оздоровления детей, расширение представления детей о здоровье.

Результат программы

Планируемые результаты

 

В  процессе  обучения  и  воспитания  собственных  установок,  потребностей  в значимой  мотивации  на  соблюдение  норм  и  правил  здорового  образа  жизни,  культуры здоровья  у  обучающихся  формируются  познавательные,  личностные,  регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностными результатами программы по формированию здорового образа жизни учащихся является формирование следующих умений:

•  Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для

всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

•  В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы по формированию здорового образа жизни

учащихся - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1.  Регулятивные УУД:

•  Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

•  Проговаривать последовательность действий на уроке.

•  Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с

иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

•  Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

•  Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных

достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

•  Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в дополнительной литературе (на развороте, в оглавлении, в словаре).

•  Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя средства ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях по основам здорового образа жизни.

•  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной

работы всего класса.

•  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

•  Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания по основам здорового образа жизни, ориентированные на линии развития средствами предмета.

3. Коммуникативные УУД:

•  Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

•  Слушать и понимать речь других.

•  Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

•  Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

•  Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых

группах.

Оздоровительные результаты программы:

•  Осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

•  Социальная адаптация обучающихся, расширение сферы общения, приобретение

опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное отношение

обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

Материально-техническая база

Специализированный кабинет биологии.

Информационно-коммуникативные средства

Компьютер, МФУ

Интерактивный комплекс с вычислительным блоком и мобильным креплением

Сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы. Оборудование и реактивы Цифровая (компьютерная) лаборатория (ЦЛ), программно-аппаратный комплекс, датчиковая система – комплект учебного оборудования, включающий измерительный блок, интерфейс которого позволяет обеспечивать связь с персональным компьютером, и набор датчиков, регистрирующих значения различных физических величин.

Учебное электронное издание: Биология (6 -11 класс) - Виртуальная лаборатория.

Выход в Интернет: Нет

Сайты:

http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки

http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерения http://edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование» http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования. http://www.pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет