«Шахматы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» имеет физкультурно-спортивную направленность. Уровень  освоения – базовый.Программа “Шахматы” базируется на современных требованиях модернизации системы образования, способствует соблюдению условий социального, культурного, личностного и профессионального самоопределения, а также творческой самореализации детей. Она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей. Предлагаемая программа обеспечивает условия по организации образовательного пространства, а также поиску, сопровождению и развитию талантливых детей.

преподаватели

Медведева Людмила Валерьевна

Содержание программы

Раздел № 1. Краткая история шахмат.

Теория. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.

Практика. Отработка ходов  шахматных фигур.  Шах, мат, пат. Начальное положение.  Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения).

Раздел №2. Шахматная нотация.

Теория. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация.

Практика. Запись шахматной партии. Запись начального положения. Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).

Раздел №3. Ценность шахматных фигур.

Теория. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Практика. Достижение материального перевеса. Дидактические игры и задания» Выигрыш материала» (выигрыш ладьи, слона, коня, уничтожение атакующей фигуры, уход из-под боя, защита атакованной фигуры другой своей фигурой, перекрытие, контратака). Игровая практика. Тестирование.

Раздел №4. Техника матования одинокого короля.

Теория. Способы матования:

1.     Две ладьи против короля.

2.     Ферзь и ладья против короля.

3.     Король и ферзь против короля.

4.     Король и ладья против короля.

Практика. Дидактические игры и задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.

Раздел №5. Достижение мата без жертвы материала.

Теория. Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.

 Практика. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактические игры и задания «Защитись от мата». Игровая практика.Тестирование.

Раздел №6. Шахматная комбинация.

Теория. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

 Практика. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода»,  «Выигрыш материала», «Проведи пешку в ферзи», «Сделай ничью». «Проведи комбинацию». Игровая практика.

Раздел №7  Повторение программного материала

Практика. Дидактические игры и задания. Игровая практика.              Игра в тренировочных турнирах. Правила игры в турнирах. Шахматный кодекс. Тестирование

Цели программы

Развитие личности ребёнка, способной к логическому и аналитическому мышлению, а также обладающей такими качествами как целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, через овладение общеразвивающими и спортивными навыками шахматной игры.

Результат программы

  Дети  должны знать:

·        обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

·        ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.

  Дети  должны уметь:

·        записывать шахматную партию;

·        матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

·        проводить элементарные комбинации.

 

Метапредметные результаты освоения программы курса.

·        Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

·        Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

·        Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

·        Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

·        Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

·        Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

·        Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Особые условия проведения

Программа  рассчитана на детей от 7 до 9 лет. В  учебные группы принимаются все желающие без специального отбора.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

Сведения о помещении, в котором проводятся занятия:

учебный кабинет № 4

Перечень оборудования учебного кабинета: демонстрационная шахматная доска, учебные столы и стулья, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, шахматные доски, шахматные часы.

Перечень оборудования компьютерного класса:  проектор, учебные столы и стулья, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов.

Учебный комплект на каждого учащегося: рабочая тетрадь, ручка, цветные карандаши, шахматные доски и часы.

Информационное обеспечение:

·                   книги по шахматам для педагогов и детей (история шахмат, дебюты, эндшпиль, миттельшпиль, тактика, стратегия),

·                   задачники для обучающихся (тактика, различные маты, комбинации),

·                    видеоролики (по тактике, стратегии, эндшпилю, дебюту),

·                   компьютерные программы для начинающих шахматистов

 

Информационное  обеспечение

·                    http://chess.cs.msu.su

·                    https://chesslessons.ru/Lessons

Компьютерные программы для начинающих шахматистов и для разрядников, реализуемые в рамках программы «Шахматы»

·        “Шахматная школа для начинающих”;

·        “Шахматная стратегия”;

·        “Шахматные дебюты”;

·         «Шахматы в сказках»

·        «Большое шахматное путешествие» (1-3 части);

·        «Динозавры учат шахматам»;

·        «Практикум по эндшпилю»;

·        «Шахматные задачи»;

·        «Шахматные комбинации»;

·         «Шахматы в сказках»;

·         «Энциклопедия дебютных ошибок»;