"Биатлон" с.Романовка"

Биатлон - зимний олимпийский вид спорта, сочетающий лыжные гонки со стрельбой из винтовки.

В большинстве районов нашей страны, где зима продолжительная и снежная, занятия биатлоном – один из доступных и массовых видов физической культуры и спорта.

На учебно-тренировочных занятиях по биатлону в учреждениях / организациях физкультурно-спортивной направленности, у занимающихся воспитываются необходимые физические качества – выносливость, ловкость, быстрота, координация движений, меткость, а также морально – волевые качества – смелость, настойчивость и выдержка. В муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Центр внешкольной работы с. Екатеринославка» была организована работа спортивной секции по биатлону. Занимающиеся, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по биатлону различного масштаба.

Передвижение на лыжах в условиях равнинной и пересеченной местности с преодолением подъемов и спусков различной крутизны вовлекает в работу большие группы мышц и оказывает положительное воздействие на развитие и укрепление функциональных систем организма и в первую очередь на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную. Это позволяет рекомендовать биатлон как средство физического воспитания для людей любого возраста, пола и уровня физической подготовленности.

Физическая нагрузка при занятиях очень легко дозируется как по объему, так и по интенсивности.

преподаватели

Витько Геннадий Владимирович, педагог дополнительного образования высшей категории

Содержание программы

Теоретические знания

1. Вводное занятие. Краткие исторические сведения о возникновении биатлона. Биатлон в России и мире.

Порядок и содержание работы секции. Значение биатлона. Эволюция лыж и снаряжения лыжника, биатлониста. Первые соревнования биатлона в России и за рубежом. Популярность биатлона в России. Крупнейшие всероссийские и международные соревнования. Соревнования юных биатлонистов.

2. Правила проведения и техники безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь, мази, одежда и обувь, составные части и винтовки.

Поведение на улице во время движения к месту занятия и на учебно-тренировочном занятии. Правила обращения с оружием на занятиях по стрельбе. Транспортировка лыжного инвентаря. Правила ухода за лыжами и их хранение. Индивидуальный выбор лыжного снаряжения. Значение лыжных мазей. Подготовка инвентаря к тренировкам и соревнованиям. Особенности одежды лыжника при различных погодных условиях.

3. Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена.

Личная гигиена спортсмена. Гигиенические требования к одежде и обуви лыжника. Значение и способы закаливания. Составление рационального режима дня с учетом тренировочных занятий. Значение медицинского осмотра. Краткие сведения о воздействии физических упражнений на мышечную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма спортсмена. Значение и организация самоконтроля на тренировочном занятии и дома. Объективные и субъективные критерии самоконтроля. Подсчет пульса.

4. Краткая характеристика техники лыжных ходов. Соревнования по биатлону.

Значение правильной техники для достижения высоких спортивных результатов. Основные классические способы передвижения на равнине, пологих и крутых подъемах, спусках. Стойка лыжника, скользящий шаг, повороты, отталкивание ногами, руками при передвижении попеременным двухшажным и одновременными ходами. Типичные ошибки при освоении общей схемы попеременного двухшажного и одновременных лыжных ходов.

Отличительные особенности конькового и классического способов передвижения на лыжах. Задачи спортивных соревнований и их значение в подготовке спортсмена. Подготовка к соревнованиям. Оформление стартового городка, разметка дистанции. Правила поведения на соревнованиях.

Практические знания

1.Общая физическая подготовка.

Комплексы общеразвивающих упражнений, направленные на развитие гибкости, координационных способностей, силовой выносливости. Спортивные и подвижные игры, направленные на развитие ловкости, быстроты, выносливости. Эстафеты и прыжковые упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых способностей и быстроты. Циклические упражнения, направленные на развитие выносливости.

2. Специальная физическая подготовка.

Передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной местности, имитационные упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, преимущественно направленные на увеличение аэробной производительности организма и развитие волевых качеств, специфических для биатлонистов. Комплексы специальных упражнений на лыжах для развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса. Начальная стрелковая подготовка биатлониста.

3.Техническая, тактическая подготовка.

Обучение общей схеме передвижений классическими лыжными ходами. Обучение специальным подготовительным упражнениям, направленным на овладение рациональной техникой скользящего шага, на развитие равновесия при одноопорном скольжении, на согласованную работу рук и ног при передвижении переменным двухшажным ходом. Совершенствование основных элементов техники классических лыжных ходов в облегченных условиях. Обучение технике спуска со склонов в высокой, средней и низкой стойках. Обучение преодолению подъемов «елочкой», «полуелочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом. Обучение торможению «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением. Обучение поворотам на месте и в движении. Знакомство с основными элементами конькового хода. Стрелковая подготовка, изготовка и держание оружия для стрельбы, подъем оружия для стрельбы, нажим на спусковой крючок.

4. Контрольные упражнения и соревнования.

Упражнения для оценки разносторонней физической подготовленности (общей выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей); участие в 3-6 соревнованиях по ОФП в годичном цикле; участие в 3-6 соревнованиях по биатлону в годичном цикле.

Цели программы

Формирование разносторонне гармонически физически развитой личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, укрепления и сохранения собственного здоровья, воспитания потребности для занятия спортом.

Результат программы

В результате освоения содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Биатлон у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий, позволяющих достигать личностных, предметных и метапридметных результатов.

Обучающиеся по окончании обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Биатлон» будут:

§   знать:

-        историю возникновения и развития биатлона;

-        правила биатлона;

-        основные термины;

-        правила поведения во время занятий;

-        основы гигиены, закаливания и здорового образа жизни;

-        основные принципы физической подготовки: регулярность, постепенность и т.п.;

-        формы самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит и т.п.;

§   уметь:

-        применять умения и навыки в личной гигиене и закаливании;

-        владеть навыками самостраховки и техники безопасности во время учебно-тренировочных занятий;

-        владение комплексом упражнений по общей физической подготовке;

Личностные результаты:

§   Программные требования к уровню воспитанности:

-        готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания:

-        освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

-        развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

-        сформированность нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

§   Программные требования к уровню развития:

-        осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.

-        готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-        сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты:

§   Ученики научатся:

-        характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью;

-        определять базовые понятия и термины, применять их в процессе занятий;

-        руководствоваться правилами профилактики травматизма, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;

-        руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.

§   Ученики получат возможность научиться:

-        определять признаки положительного влияния занятий биатлоном на укрепление здоровья;

-        устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.

Особые условия проведения

Принимаются дети в возрасте от 10 до 17 лет при наличии медосмотра (справки)

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

Спортивное оборудование и инвентарь:

· лыжные палки –25 пар;

· лыжи – 25 пар ;

· лыжные ботинки- 25 пар;

· маты гимнастические;

· скакалки-25 штук;

· мячи набивные;

· форма спортивная (майки, шорты, гетры, обувь, штаны, куртка зимняя, шапка,перчатки);

· мячи волейбольные, баскетбольные, футбольный мяч;

· гири, гантели.

Дидактическое обеспечение образовательного процесса:

• учебно-демонстрационные плакаты;

• видеофильмы;

• компьютер;