Программа «Говорушка»

Программа по речевому развитию и звукопроизношению с первоначальными элементами  обучения грамоте детей 5 – 7 лет. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации, а также станет более совершенной звуковая сторона речи  (ребёнок сможет овладеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп - свистящих, шипящих, сонорных).Данная программа педагогически целесообразна, так как при ее реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.

Специально подобранные дидактические игры, упражнения и задания позволят расширить словарный запас детей, научат правильно строить фразы, излагать свои мысли, проявлять своё творчество, одним словом, разовьют грамотность ребёнка.

Объем познавательного материала соответствует возрастным, физиологическим нормативам, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.

Реализация программы предполагает осуществление специально организованных игровых занятий, в процессе которых дети получают знания и навыки.

 

 

преподаватели

Корнева Виктория Сергеевна, воспитатель. Стаж работы 3 года

Содержание программы

Программа «Говорушка» рассчитана на 2 год обучения 5-6; 6-7 лет.

Форма обучения – специально организованные занятия; игровые, подгрупповые и индивидуальные упражнения.

Продолжительность занятия: для детей 5-6 лет (25мин.), 6-7 лет (30 мин.).

Форма организации детей на занятии: подгрупповая, индивидуальная.

Темы занятий:

Старшая группа 5-6 лет

1.  Для чего нужны занятия по развитию речи? Входной контроль

2. Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисование коротких, отрывистых линий. «Минутка безопасности»

3. Знакомство с многообразием слов, моделированием, нахождение различий

друзей», игра «Загадки-обманки», «Назови правильно».

4. Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяженностью слов (длинные и короткие), моделированием, рисование иголок ежикам

5. Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо; рисование солнышка.

6. Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование иголок на елках

7. Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, нахождение различий в двух похожих рисунках

8. Знакомство с многообразием слов, игра «Подскажи словечко», нахождение

9. Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование дорожек, заучивание стихотворения Я. Козловкого

Знакомство с твёрдыми и мягкими согласными

10. Звуки «С-СЬ» (песенки большого и маленького насоса), знакомство с твердыми и мягкими согласными, раскрашивание листиков на березе, заучивание стихотворения Г. Сапгира

11. Звуки «З-ЗЬ» (песенки большого и маленького комара), знакомство с твердыми и мягкими согласными, заучивание стихотворения Б. Заходера, рисование ушей зайчикам

12. Звуки «С-СЬ», «З-ЗЬ», твердые и мягкие согласные, моделирование,

стихотворения Г. Сапгира.

14. Звук «Ш» («песенка ветра»), рисование шариков, заучивание потешки

15. Звук «Ж» («песенка жука»), моделирование, рисование желудей, заучивание стихотворения И. Солдатенко

16. Звуки «Ш-Ж», моделирование, рисование дорожек, повторение стихотворений

17. Внеклассное мероприятие «Новогодние приключения в школе «Буратино»

18. Звук «Щ», моделирование, рисование щеток, разучивание стихотворение С. Михалкова

19. Промежуточный контроль

20. Звук «Ч», моделирование, рисование предметов

21. Звуки «Ч-Щ», моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках, заучивание потешки.

22. Звуки «Р-РЬ», закрашивание предметов, заучивание стихотворения О. Выготской.

23. Звуки «Л-ЛЬ», моделирование, рисование неваляшки, заучивание стихотворения Е. Александровой

24. Звуки «М-МЬ», рисование мишки, заучивание стихотворения Т. Шоригиной

25. Звуки «Б-БЬ», моделирование, заучивание стихотворения Г. Сапгира, рисование бус

26. Звуки «К-КЬ», закрашивание овощей, заучивание стихотворения Д. Хармса

27. Звук «Г», нахождение различий в двух похожих рисунках, заучивание

28. Звуки «Г-К», моделирование, закрашивание предметов, нахождение

29. Звуки «Д-ДЬ», штриховка и рисование кругов, заучивание стихотворения М. Дружининой

30. Звуки «Т-ТЬ», моделирование, рисование тучи и зонтика, заучивание стихотворения В. Берестова

Повторение

31. Закрепление пройденного материала. Звуки «З-ЗЬ», «Ж», «С-СЬ», повторение стихотворений, штриховка.

32. Закрепление пройденного материала. Звуки «Р-РЬ», «Ш», моделирование,

33. Закрепление пройденного материала. Звуки «Л-ЛЬ», «Б-БЬ», моделирование, рисование березки, повторение стихотворений

34. Итоговый контроль

 

Подготовительная группа 6-7 лет

1. Звук и буква А

2. Звук и буква О

3. Звук и буква У

4. Звук и буква Ы

5. Звук и буква Э

6. Чтение слов из пройденных букв – АУ, УА. Закрепление пройденного материала

7. Звук и буква Л. Чтение слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ.

8. Звук и буква М. Чтение слогов, слов. Ударение

9. Звук и буква Н. Чтение слогов. Написание и чтение слов

10. Звук и буква Р. Чтение слогов. Знакомство с предложением, чтение предложения

11. Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов

12. Буква Я. Чтение слогов, слов, предложений

13. Буква Ю. Чтение слогов, слов

14. Буква Е. Чтение слогов, слов. Составление предложений

15. Буква Ё. Чтение слогов, слов

16. Звук и буква И. Чтение слогов, слов

17. Закрепление пройденного материала

18. Звуки Г-К, К-КЬ, Г-ГЬ. Буквы Г, К. Чтение слогов, составление и условная запись предложения

19. Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ. Буквы Д-Т. Чтение слогов, предложений

20. Буквы В-Ф. Звуки В-ВЬ, Ф-ФЬ. Чтение слогов, предложений

21. Буквы З-С. Звуки З-ЗЬ, С-СЬ. Чтение слогов, слов

22. Буквы Б-П. Звуки Б-БЬ, П-ПЬ. Чтение слогов, слов, предложений

23. Буква Х. Звуки Х-ХЬ. Чтение слогов, слов, предложений

24. Буквы и звуки Ж-Ш. Чтение слогов, слов

25. Буквы и звуки Ч-Щ. Чтение слогов, предложений

26. Звук и буква Ц. Чтение слогов, стихотворных текстов

27. Буква и звук Й. Чтение слогов, стихотворных текстов

28. Буква Ь. Чтение слогов, стихотворных текстов

29. Буква Ъ. Чтение слогов, стихотворных текстов

30. Чтение слов, слогов, предложений

31. Чтение слов, составление предложений по сюжетным картинкам

32. Алфавит, чтение стихотворения

33. Закрепление пройденного материала

34. Итоговое занятие по обучению грамоте. Контроль знаний.

 

 

Цели программы

Осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей, звукопроизношению, подготовки их к усвоению грамоты. Правильная подготовка руки к письму, развитие интереса к написанию каких-либо элементов письма.

Результат программы

Дети смогут :

- различать гласные и согласные звуки;

- определять твердость и мягкость согласных, составлять схемы звукового состава слова;

- составлять предложения по живой модели;

- определять количество и последовательность слов в предложении;

- развивать мелкую моторику кистей рук: раскрашивание, штриховка, мелкие мозаики;

- разгадывания детских кроссвордов и решения ребусов;

- освоение звукового анализа слов, состоящих из 4-5 звуков например: лиса, слон, аист, школа;

 - интонационное выделение звуков в слове, определение их последовательности;

- составление схемы звукового состава слова;

- выделение ударного гласного звука в слове.

Особые условия проведения

В составе группы: первый год обучения дети посещающие старшую группу, второй год обучения: подготовительную группы.

Набор детей проводится на основе рекомендаций воспитателя и диагностических обследований каждого ребенка.

Материально-техническая база

Место проведения кружка – групповая комната.

Материально техническое обеспечение:

· дидактический материал по формированию связной речи (наборы сюжетных картинок и серии сюжетных картинок для составления рассказов различной сложности; тексты для пересказа; тексты для составления рассказов с использованием мнемотехники);

· дидактический материал для развития памяти, внимания и мыслительной деятельности: (2 крупные пирамиды, состоящие из колец основных цветов.(4-х и 7-и цветные; крупная и средняя мозаики; крупные яркие пластмассовые кубики четырёх основных цветов сборные игрушки (матрёшки, домики, машинки).

· Дидактический материал для развития мелкой моторики.

· Шнуровки, деревянные пазлы.

· Пирамидки, матрёшки.

· Мозаика.

· Игры – головоломки.

· Дидактический материал по формированию звуковой культуры.

· Картинный материал для автоматизации поставленных звуков.

· Альбомы для закрепления поставленных звуков.

· Логопедическое лото по автоматизации и дифференциации звуков.

· Папки с речевым материалом для автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

· Картины для проведения "Общего комплекса артикуляционной гимнастики".

· Дидактический материал по развитию дыхания: (дыхательные тренажёры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки).

· Дидактический материал по развитию фонематического восприятия (звучащие игрушки (погремушки, пищалки, свистки, дудочки, колокольчики, звучащие мячики, волчки).

Картотека:

· Пальчиковой гимнастики.

· Логоритмических игр.

· Дыхательной гимнастики.