"Следопыт" (краткосрочная)

 Сделать обучение туризму можно безопасным и интересным. Основы безопасного поведения важны и акткальны. Научить школьников  предотвращать небезопасные для его жизни моменты- одна из задач педагога, что можно решить входе реализации программы "Следопыт".

преподаватели

Уршанова Ольга Игоревна - учитель ОБЖ, педагог-логопед, педагог дополнительного образования. Образование: высшее педагогическое: "Славянский государственный педагогический институт". Стаж работы - 10 лет.

Расписание

1 группа (11-12 лет) понедельник, вторник, среда, четверг, пятница- 14.00-15.30

2 группа (9-10лет) понедельник, вторник, среда, четверг, пятница-  12.10-13.40

Содержание программы

Раздел 1. Вводное занятие

Теория. Ознакомление обучающихся с расписанием занятий, правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План работы. Форма одежды и внешний вид.

Практика. Практическая работа на выявление уровня обучающихся начальной подготовки.

Раздел 2. «Основы туристкой подготовки»

Теория: Понятие о личном и групповом туристском снаряжении. Перечень личного снаряжения одно дневного похода, требования к нему. Типы рюкзаков. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних походов. Групповое снаряжение, требования к нему.

Основные требования к месту привала и бивака. Установка палаток. Размещение вещей в них. Распределение обязанностей в группе.

Составление плана подготовки похода.  Значение правильного питания в походе. Два варианта организации питания в однодневном походе: на бутербродах и с приготовлением горячих блюд. Организация питания в походе выходного дня. Составление меню. Туристские должности в группе

Порядок движения группы на маршруте. Туристский строй. Режим движения, темп. Обязанности направляющего и замыкающего в группе. Режим ходового дня. Общая характеристика естественных препятствий. Движение по дорогам, тропам, по ровной и пересеченной местности, по лесу, через завалы, по заболоченной местности.

Практика:

Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки, проведение похода и подведение итогов.

Правила движения в походе, преодоление естественных препятствий.

Отработка движения колонной. Соблюдение режима движения. Отработка техники движения. Закрепление изученного по разделу. Интеллектуальная игра: «Что, где, когда»

Раздел 3.   «Краеведение» 

Теория: Родной край, его природные особенности, история Тындинского района. План и географическая карта местности, формы земной поверхности, горизонт и его стороны, погода и климат. Исторические сведения о первых поселенцах Тындинского района, о экскурсионных объектов, музеев. Классификация грибов и определение их доброкачественности. Съедобные грибы (трубчатые, пластинчатые, сумчатые). Съедобные и ядовитые грибы, ягоды. Пищевые и лечебные свойства ягоды. Рыба Тындинского района. Способы лова. Животные Тындинского района. Места обитания. Хищники, копытные, грызуны, птицы. Животные, занесённые в красную книгу. Места обитания. Растительность Тындинского района

Практика: Экскурсия в музей прииска. Краеведческая викторина-игра: «Следопыт»

     Раздел 4.   «Основы медицинских знаний» 

Теория:

Травмы и заболевания характерные в природной среде. Характеристика травм и заболеваний, меры по их профилактике. Гигиена туриста. Соблюдение правил личной гигиены в походе. Основные принципы оказания первой помощи. Проведение осмотра пострадавшего, порядок его проведения (обеспечение проходимости дыхательных путей, наличие дыхания, наличие пульса). Правила поведения оказывающего первую помощь.

Составление медицинской аптечки. Хранение и транспортировка аптечки. Назначение и дозировка препаратов: ампульные, таблетированные, порошковые, линименты, смазки. Различия в принципе действия. Личная аптечка туриста, необходимые лекарства в зависимости от хронических заболеваний.

Практика:

1.    Походный травматизм. Помощь при различных травмах. Тепловой и солнечный удар, ожоги.

2.    Формирование походной медицинской аптечки. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

Раздел 5. «Начальная специальная подготовка» 

Теория:

Начальная альпийская подготовка: правила вязания узлов, страховочные системы. Способы выживания в условиях автономного существования: поиск воды, добыча огня, постройка временного укрытия. Техника безопасности.   Дисциплина в походе и на занятиях – основа безопасности.  Меры безопасности при проведении занятий в помещении, на улице.

Практика:

Переправа: по горизонтальной веревке; по горизонтальному или наклонному бревну; по качающимся перекладинам. «Подвесное бревно».  «Бабочка».  «Паутина».  «Ромб». Преодоление заболоченного участка: по кочкам; с помощью жердей. Движение по узкому лазу. Переправа с использованием подручных средств

Цели программы

Способствовать формированию знаний и умений в области спортивного туризма, проявлению интереса к данному направлению

Результат программы

По окончанию освоения краткосрочной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования детей лагеря с дневным пребыванием «Берендеи» у детей и подростков будут достигнуты следующие ожидаемые результаты освоения программы:

 - у ребят сформируются умения и навыки, приобретенные в ходе освоения программы, которые будут способствовать личностному развитию и росту ребенка;

 -сформируются знаний и умений в области спортивного туризм.;

 -сформируется  основы туристско-краеведческой подготовки участников летнего лагеря;

 - актуализация и частичное решение детско-подростковых проблем (через опыт деятельности самих детей и подростков);

 - умение работать в команде и применять свои знания на практике;

 - будет создана мотивация на активную жизненную позицию в формировании здорового образа жизни и получении конкретного результата от своей деятельности;

 - будет реализована мотивация к собственному развитию, участию в собственной деятельности, проявление социальной инициативы.

Особые условия проведения

Особых условий не требуется 

Материально-техническая база

Для занятий требуется помещение с хорошим освещением и вентиляцией, соответствующее требованиям САНПиН.

Оборудование: ноутбук, проектор, колонки.

Инвентарь: картон, бумага, ножницы, карандаши, ручки, линейки.

Стоимость

Бюджетное финансирование (ПФ)